|
Образ Петербурга в «Преступлении и наказании» пример (Достоевский Ф. М.)Образ Петербурга имеет большое значение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Он играет роль фона для основного действия произведения, а также является самостоятельным участником повествования. Рассмотрю это подробнее. Писатель очень детально описывает город как фон для остальных героев. Они не уходят за пределы Мещанской улицы и Сенной площади, что создает ощущение замкнутости, невозможности выйти из этого тупика. Даже комнаты не привлекают персонажей, не дают им чувство покоя, уюта: «сарай», у Раскольникова — «клетушка», «шкаф», у Сони — «уродливо». Так как действие происходит летом, то царит «грязь, зловоние, мрачная духота», на улицах — пыль, известка, жара. Описанные нищета и духота толкают Раскольникова на убийство, а Соню — на получение «желтого билета». Даже Порфирий Петрович восклицает: «Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху!». Таким образом, городская обстановка — социальная причина преступлений. Также неоднократно Петербург демонстрируется как «город сильных сего». Например, Лужин и Свидригайлов считают, что деньги властвуют над душами людей: первый предлагает Дуне брак по расчету, а второй — десять тысяч за встречу. Для них неожиданно неповиновение девушки. Большинство простых людей чувствуют себя скованно, общее мнение высказывает Мармеладов: «Некуда больше идти». И, наконец, город — герой романа. Как сказал автор, «фон предопределяет здесь характер конфликтов и драм», следовательно, Петербург — соучастник преступления. Пейзаж крайне тягостен: грязные и страшные дворы, узкие и тесные улицы, множество питейных заведений. Всё это создаёт мрачный колорит существования петербургских жителей. Безусловно, в такой обстановке трудно сохранить в себе нравственность и чистоту. Однако Соне это удается, несмотря на профессию: она искренне молится, надеется на лучшее, верит в людей. Как видно в конце, Раскольников тоже сохраняет внутреннюю чистоту, однако проявиться она смогла только вне города. В заключение хочется привести слова Свидригайлова о том, что философы, медики и юристы могли бы здесь проводить ценнейшие исследования: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге». Город играет большую роль, потому что объясняет мотивы преступлений и даже частично оправдывает их, является соучастником Раскольникова, Сони, Мармеладова и других несчастных. Он становится местом страданий и мук, где люди гибнут, спиваются, убивают, попирают человеческое достоинство. Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Рекетова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|