|
«Иные вещи легче ввести в закон, чем узаконить в общественном мнении» (Н. Шамфор) (ЕГЭ обществознание)Смысл данного высказывания заключается в том, что важно не только создавать законы, но и заручаться общественной поддержкой. Зачастую прописать что-то в законе легче, чем получить общественное одобрение. Это следует учитывать в законотворческом процессе. Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Введение вещей в закон — законотворческий процесс. В его результате на обсуждении парламента (с большой или с маленькой буквы?) создаются новые нормативно-правовые акты — источники права, то есть формы его существования. Правоведы делят право на естественное и позитивное. Естественное право неотчуждаемо от человека и принадлежит ему независимо от гражданства, поэтому такое право не может быть даровано или отнято государством. Позитивное же право создается органами власти. В лучшем случае естественное право — источник и фундамент позитивного. Если оно будет соответствовать ему, а также нормам морали, то будет признано обществом легитимным. Некоторые же вещи противоречат общественному сознанию, не признаются обществом и потому недостаточно прописать их в законе — это не обеспечит их выполнение. Таким образом, нужно не только вводить вещи в закон, но и делать так, чтобы общество их приняло. В качестве первого примера можно привести поэму Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Отмена крепостного права в 1861 году не уложилась в общественном сознании. Помещики сокрушаются о потере богатства и бесплатной рабочей силы. Ещё удивительнее то, что и бывшие крепостные не поняли реформы и возмущены свободой. Герои подводят итог: разорвалась цепь крепостничества и ударила «одним концом по барину, другим по мужику». Этот пример показывает, что и положительные реформы необходимо продвигать в общественном сознании, иначе они могут быть не приняты даже теми, на чье благо направлены. В качестве второго примера можно привести сухой закон, принятый в СССР. Власти преследовали благие цели: распространение трезвого отдыха, улучшение здоровья населения. Рождаемость действительно повысилась, однако сильно увеличилось число операций с алкоголем на теневом рынке и отравлений домашним самогоном и покупными суррогатами. Этот пример доказывает, что перед изданием закона необходимо, чтобы у населения была в нем потребность. Из-за того, что сухой закон только прописали, но не узаконили в общественном мнении, население его не приняло и всячески пыталось обойти: купить алкоголь у спекулянтов или сделать самостоятельно. А если бы перед этим была проведена кампания по распространению трезвого образа жизни, возможно, сухой закон соблюдался бы и получил общественную поддержку. Таким образом, законотворческий процесс должен включать не только непосредственное создание закона. Большое значение имеет кампания по пониманию и поддержанию его населением. Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Рекетова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|