|
Как раскрывается образ Печорина в разных главах? (ЕГЭ по литературе)Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является одним из первых психологических романов в России, это значит, что все произведение построено с целью раскрытия характера главного героя: для этого были сделаны новшества в композиции, хронологии и особенностях психологизма. Также остальные персонажи по большей части были введены для более глубокого изучения души Григория Печорина. Структура произведения подчинена одной цели: всесторонне раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни. Именно поэтому применено нарушение хронологии повестей, сюжет и фабула не совпадают, читатель узнает о жизни Печорина не по порядку, а с измененной последовательностью. Например, смерть главного героя известна уже в середине романа, что даёт возможность посмотреть на обстоятельства под другим углом, сделать определённые выводы. То что сюжет всего произведения привязан к Печорину еще раз подтверждает главенство его образа, как цели написания «Героя нашего времени». Более того в главах меняется рассказчик, данный приём использован с целью показать персонажа с разных точек зрения, заинтересованных или нет в его счастье. Роман начинается с повести «Бэла», написанной в форме путевых записок. В этой главе главного героя мы видим сквозь призму мнения Максима Максимыча, его товарища, однако четкого мнения он не имеет, ведь навыками глубокого анализа не обладает, в принципе в людях разбирается плохо: «Штабс-капитан не понял этих тонкостей…». Поэтому многие поступки Печорина остаются для него загадкой, а в поведении видит загадочность, непонятную простому человеку. Он выделяет то, что Печорин является одним из людей, которым «на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». То есть штабс-капитан все таки видит в нем некое особое строение души, предвещающее приключения. Но всё же Печорин в «Бэле» проявляет себя как человек черствый и легкомысленный в некотором отношении, так как крадёт дочь горца, влюбляет в себя, а потом не имеет понятия, как жить дальше, осознавая отсутствие чувств к ней. Его холодность и отчужденность, потеря интереса губят молодую девушку: «… она заметно начинала сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели». А случай забирает у неё жизнь, после которого Печорин даже не может признать своей печали, внутренних душевных терзаний: «его лицо ничего не выражало особенного». Смех, приведший в ужас Максим Максимыча, был единственным способом скрыть истинную боль от чувства вины. Глава «Максим Максимыч» также повествуется из уст штабс-капитана, однако в ней главной жертвой Григория становится он сам. Образ героя дополняется сдержанностью к своему давнему товарищу, что безусловно задевает Максим Максимыча и даёт читателю понять, что для Печорина нет ничего дорогого, по-настоящему важного. Любовь, с которой друг говорил с Григорием, бежал «что было мочи» навстречу, не трогает его сердца, он остается равнодушен, лишь упоминание о Бэле будоражит его внутри, чего он тоже практически не показывает. После встречи расставания повествователь злится на Печорина, а поэтому и характеризует его хоть и эмоционально, но правдиво: «ветреный человек», который «дурно кончит… да и нельзя иначе!». Тем самым он предсказывает скорейшую смерть героя. «Тамань» представляет собой авантюрно-приключенческую новеллу и открывает дневник Печорина. Всё происходящее воспринимается нами с оценкой главного героя, мы теперь знаем его мысли и взгляды на жизнь. Стоит заметить, что данная глава хронологически является начальной, что важно для понимания сюжета. Печорин в ней совсем молод, неопытен, его чувства бурлят, он готов рисковать. История с «честными контрабандистами» привлекает его внимание, он забывает об осторожности и стремительно движется навстречу открытиям. Однако после неожиданного поворота событий с ундиной, он разочаровываемся как в тайнах и приключениях, так и в людях. В конце главы он задается пожалуй одним из главных вопросов романа: «Отчего судьба поставила меня в такие отношения с людьми, что я невольно приношу им только несчастья?». Более того он твёрдо заявляет, что ему «нет дела до радостей и бедствий человеческих». Следующая глава «Княжна Мери», по-моему мнению, является основной для понимания характера Печорина. В ней мы узнаём о его любви, способности чувствовать как живой человек без контроля разума над сердцем. Однако также мы наблюдаем в нем эту борьбу во время скачки к Вере. Он впервые теряет самообладание, плачет «горько, не стараясь удерживать слез и рыданий». Всё его хладнокровие и твёрдость уходят, ведь невозможно же жить без проявления чувств. В данном эпизоде показано, что Печорин живой человек, даже после ряда ужасных беспринципных поступков: обмана Мери, убийства Грушницкого, ухаживаний за замужней женщиной. Но всё же помимо лучшей стороны души героя читатель знакомится и с самой худшей. В «Княжне Мери» Печорин даёт себе особенную свободу в уничижении людей. Он не воспринимает окружающих как равных себе, именно из-за высокого мнения о своих достоинствах и низкого о Грушницком, Мери и «водяном обществе» он позволяет себе смеяться над ними, играть их жизнями. Хотя он и признает что «глупо создан», но не пытается простить другим их недостатки и быть терпеливым к человеческим порокам. Заключительная глава «Фаталист» играет роль двойного финала, ею не только заканчивается «Журнал Печорина», но и замыкается вся «цепь повестей», образующая роман. В ней главным образом перед Печориным стоит вопрос о судьбе, предопределении и фатализме. В отличии от игрока Вулича Григорий не верит в существование высшей силы, управляющей действиями людей. Именно в этом и заключается трагедия героя, и он это осознает. После вечера в компании Вулича Григорий сравнивает предков и современников, в этом сопоставлении он разочаровывается в молодежи его времени да и в самом себе. Он твердо понимает, что они «не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни для собственного нашего желания», а всё лишь из-за потери веры в его возможность. Главным заключением из этих раздумий является то, из-за чего Печорин не сможет никогда быть в гармонии с миром. Для него не существует ничего важного и святого, а человек без веры и цели слаб, существование его бессмысленно. Концентрация на личных потребностях приводит к неизбежной потери воли. Таким образом, в романе «Герой нашего времени» герой в каждой главе раскрывается по-новому, детали, герои, темы помогают нам анализировать его, и в итоге ответить на вопрос: заглавие «это злая ирония»? Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Рекетова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|