|
Человек и тоталитарное государство на примере одного прозаического произведения литературы ХХ века (ЕГЭ по литературе)Двадцатый век в России связан с появлением такого политического строя как тоталитаризм. При нем власть во всех сферах: экономической, социальной, политической и духовной принадлежит государству. Писатели вынуждены писать то, что одобряет правительство, иначе обречены на безызвестность и бедность. С такими проблемами столкнулись многие представители интеллигенции, в том числе и Михаил Булгаков, написавший роман «Мастер и Маргарита». Сюжет произведения заключается в том, что в Москве тридцатых годов оказывается Воланд и его свита. Однако они не творят зло, а лишь обнаруживают его. Уже в завязке наказан Михаил Берлиоз. Это «председатель одной из крупнейших литературных организаций Москвы». Благодаря этому высокому положению он руководит литературной, духовной жизнью столицы. Из разговора с Бездомным и Воландом читатель понимает, что это умный, образованный, много понимающий в жизни человек, например, он ссылается ко многим историкам, «ни разу не упоминавшим Иисуса». Однако герой живет не по велению сердца, а как ему говорит власть. Он идет против собственных принципов и убеждений. Такие, как он, и губят талантливых писателей. Например, Берлиоз внушает Ивану Бездомному, что и как надо писать, не давая тому возможности самовыразиться. Из-за этого наказание героя самое страшное — ему перерезает шею трамваем, причем герой умирает не сразу, а его голова присутствует на Балу Сатаны, а затем служит сосудом. Один из пострадавших от духовной несвободы — Мастер, автобиографичный образ М. Булгакова. Герой отдает писательству все силы и время, посвящает ему жизнь. Это становится его призванием, поэтому он даже отказывается от имени и фамилии, став Мастером. Однако детище героя, «роман о Понтии Пилате», отвергается Латунским и другими критиками. Дело жизни героя оказывается никому не нужным. Это отнимает смысл жизнь у героя. Образ Мастера — символ всех писателей, которые не смогли творить то, что хотели, из-за тоталитарного гнета. А в Берлиозе, Латунском, остальных критиках воплощен образ угнетателей, отнимающих духовную свободу у людей: писать, читать, публиковать то, что хочется. Рюхин — собирательный образ тех литераторов, которые создавали то, что им навязано идеологией и стереотипами. После ухода из сумасшедшего дома герой «в полном одиночестве пил рюмку за рюмкой, понимая и признавая, что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть». В отличие от Рюхина, Иван Бездомный смог вовремя опомниться, понять, что пишет «чудовищные» стихи, и перестать штамповать произведения по программе государства. Он смог заново построить судьбу, став профессором истории и философии. Это иллюстрирует, что он становится последователем Мастера, продолжателем его дела на земле. После этого видно, что двойник Мастера — Иешуа, который так же имеет ученика Левия Матвия. Итак, в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» показывается влияние тоталитарного государства на духовную жизнь человека. Часть людей становятся рабами правительственной системы, помогают её развитию: Берлиоз, Латунский. Другие следуют навязываемой идеологии, например, Рюхин. В результате его произведения не приносят ни радости читателям, ни удовлетворения поэту. Некоторые герои противостоят гнету: Бездомный, Мастер. Первый покидает писательскую сферу и становится профессором, воспитывает новое поколение. Протест второго выражается в том, что он пишет роман на религиозную тему, а в развязке покидает земной мир. Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Рекетова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|