Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема утраты милосердия в современном обществе по тексту Д. С. Лихачёва «К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер…» 32 вариант (ЕГЭ по русскому)

Размышляя над проблемой, автор анализирует историю нашего государства и на примерах показывает, что революция и период сталинизма способствовали «изъятию» этого нравственного понятия из жизни целого народа.

«Экспроприация награбленного», с которой начиналось строительство нового государства рабочих и крестьян, в своей основе была серьёзной, опасной ошибкой, так как предполагала беспощадную борьбу людей одного сословия с другим. Появилось понятие «классовых врагов». Мерилом нравственности становится принадлежность к той или иной общественной группе, а не душевные качества личности, считавшиеся «аполитичными».

Именно «страшный социальный опыт на теле русского народа» ведёт к тому, что милосердие исчезает из жизни, слабеет, так как пропадает необходимость и привычка в нем упражняться, применять чувство сострадания в повседневной практике.

Для подтверждения этой мысли автор вспоминает интересный случай из детства. Его отец всегда «давал медяк» нищим, просящим подаяние, без рассуждений или попыток уличить кого-то во лжи: «раз нищий — надо подать». Он следовал вечному библейскому правилу: «блаженны милостивы, ибо они помилованы будут». Неважно, почему человек просит, а важно твоё отношение к просящему, страдающему. Ты перед Богом и самим собой в ответе, прежде всего, за собственные поступки и поведение. А безбожникам, каких воспитывало новое государство, эта вечная истина, к сожалению, была недоступна и неизвестна.

Оба эти примера логично дополняют друг друга и помогают глубже, с точки зрения и вечных нравственных ценностей, и конкретных исторических фактов, понять, насколько серьёзна и значима рассматриваемая проблема.

Действительно, милосердие — это проверка личности на высокую нравственность, а его отмирание — закономерное последствие ошибок в построении социалистического государства без учёта многовекового социального опыта. Примеры жестокости, проявляющейся в период революции и гражданской войны, мы находим в произведениях Михаила Александровича Шолохова, например в его сборнике «Донские рассказы». Но всё же в сердцах героев побеждает сострадание, элементарная жалость, любовь. Вспомним деда Гаврилу из рассказа «Чужая кровь», потерявшего сына Петра, который воевал за белых. А старик спас, выходил раненого красноармейца. Русская литература, показывая отмирание милосердия при формировании образа нового человека, всё же осталась на позициях гуманизма. Неслучайно в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд говорит об испорченных квартирным вопросом москвичах: «И милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…».

Таким образом, сострадание — это естественное для человека и присущее даже «всему животному, птичьему сообществу» чувство. Важно не утратить его в век быстро развивающейся науки, информационных технологий, уменьшения живого общения и интенсивного развития социальных сетей. Милосердие сегодня должно стать важнейшим нравственным правилом, как это было всегда в человеческом обществе.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.