|
По высказыванию Маркса: «Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования» (ЕГЭ обществознание)В данном высказывании раскрывается идея о том, что применение наказания в отношении лиц, нарушающих стабильность общества своими противоправными или аморальными действиями, является способом защиты общества от его дезорганизации. К. Маркс убеждён в том, что для сохранения целостности общества, необходимо принимать определенные меры по отношению к тем, кто пытается нарушить существующие, установленные порядки и нарушить условия его существования. Из курса обществознания мы знаем, что общество представляет собой обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Для того чтобы индивид — единичный представитель человеческого рода — стал полноценным членом общества, он должен пройти процесс социализации, который представляет собой процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей. Только в процессе социализации индивид становится личностью — человеческим индивидом, являющимся субъектом сознательной деятельности, обладающим совокупностью социально значимых качеств, черт, свойств, которые он реализует в общественной жизни. В процессе социализации индивиду оказывают помощь агенты социализации – первичные (семья, друзья и так далее) и вторичные (СМИ, армия и другие) Как было упомянуто ранее, процесс социализации представляет собой усвоение индивидом социальных ролей и социальных норм. Известно, что под социальной ролью понимают определенный тип поведения человек, соответствующий его социальному статусу, связанный с реализацией прав и выполнением обязанностей. В то же время социальный статус является положением человека в обществе, занимаемое им в соответствии с его возрастом, социальным происхождением, профессией и другими показателями, предполагающий определённые права и обязанности. Бывают социальные статусы предписанные, которые даны человеку от рождения (например, пол, национальность) и достигаемые, приобретаемые людьми самостоятельно, по собственному желанию (например, врач, юрист). В то же время в процессе социализации индивиду необходимо усвоить и социальные нормы, представляющие собой общепринятые нормы поведения, устанавливающие допустимые границы деятельности. К ним относят обычаи, традиции, нормы морали, нормы права, религиозны нормы, корпоративные нормы и другие виды. Для того чтобы контролировать поведение человека в обществе необходим социальный контроль, являющийся системой способов воздействия общества на деятельность, поведение индивида, социальных групп. Он бывает как внешний, так и внутренний (воля). Его основными функциями являются регулятивная, охранительная, стабилизирующая. К компонентам социальных норм относят социальные нормы и социальные санкции. Социальные санкции бывают формальными позитивными (например, награждение грамотой), формальными негативными (к примеру, штраф), неформальными позитивными (например, аплодисменты), неформальными негативными (к примеру, отказ пожать руку или неодобрительный взгляд). Главная задача, стоящая перед обществом, — это сохранить собственную целостность и стабильность и предотвратить формирование негативного отклоняющегося поведения в нем, серьезные социальные конфликты. Как известно, отклоняющееся поведение — поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество, бывает как позитивным, так и негативным. Его причины могут быть и биологические, и социологические и психологические. Как говорилось ранее, важнейшей задачей общества является предотвращение серьезных социальных конфликтов, представляющих собой противоборство, столкновение двух или более сторон, возникающее на основе несовпадения интересов, потребностей, ценностей или недостатка каких-либо ресурсов. Его функции могут быть как положительными (информирование общества о наличии напряженности), так и отрицательными (дезорганизация общественной жизни). По форме различают внешние и внутренние социальные конфликты. В подтверждение всего вышесказанного приведу примеры. Для начала приведу пример смоделированной ситуации. В столице государстве Z готовился террористический акт. Террористами было задумано подорвать здание Сената. Данные лица около четырёх лет готовились к данному акту, покупая оружие и необходимые элементы для создания самодельных бомб, а на специальных полигонах вдали от столицы их обучали стрельбе. Два участника теракта устроились на работу уборщиками близлежащих улиц, два других работали неподалеку от места заседания Сената, пытаясь узнать наиболее удобное время для совершения преступления. В день Х все четверо в 12:00 ворвались в место заседания Сената. Сотрудники успели вызвать полицию, однако два сенатора погибли от кровотечения после пулевого ранения. Преступников сразу же схватили. Данное событие ошеломило жителей государства Z, начались массовые шествия и общественные движения, целью которых было не допустить того чтобы преступников оставили безнаказанными. Началось расследование, и вскоре выяснилось, что четверо террористов являются гражданами государства Z, которые попали под влияние террористической группировки, орудующей в государстве Y. В результате всех участников террористического акта приговорили к двадцати годам лишения свободы. Таким образом, государство и общество, пытаясь сохранить и защитить свою стабильность, вынуждены применять различные виды наказаний в отношении лиц, пытающихся дезорганизовать общество, нарушить его целостность. Второй пример приведу из личного социального опыта. На уроке обществознания мы в классе обсуждали действия нашего ровесника из другой школы. Будучи на публичном мероприятии, посвященном празднованию Дня Победы, где собралось множество жителей нашего города, он публично оскорбил ветерана. Его вызывающие действия привлекли администрацию школы. В его школе директор дала ему выбор: либо он принесёт свои извинения уважаемому ветерану, либо его исключат из школы. Юноша был уверен в своей безнаказанности, поэтому по-хамски ответил, что не сделал ничего плохого и поэтому извиняться ему не за что. А выйдя к свои одноклассникам, начал насмехаться и над директором, сказав, что она ему не указ. Впоследствии юношу действительно исключили из школы. Таким образом, общество пытается на корню пресечь нарушение различных норм, в том числе норм морали, правил поведения (этикета), для того чтобы далее они не привели к подрыву стабильного существования общества. В заключение хочу отметить, что наказание за нарушение норм, установленных в обществе, является единственно верным решением, поскольку все существование общества и государства зависит от этого. Обновлено: Опубликовал(а): d_pl03 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|