|
«Процесс социализации — вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определённых ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории...» (ЕГЭ обществознание)В данном высказывании автор поднимает проблему социализации, как неотъемлемую часть развития индивида. По мнению автора, только в процессе социализации человек приобретает необходимые для жизни социально значимые качества, такие, как самосознание, ответственность, дисциплинированность, самооценка, интересы и т. д. Я согласна с мнением автора, ведь, благодаря социализации, человек получает первый социальный опыт, представления о поведении в обществе, моральных нормах, мире в целом. Рассмотрим данную проблему с теоретической точки зрения. Социализация — процесс усвоения индивидом соц. норм, культурных ценностей и образцов поведения. Выделяют первичный и вторичный типы социализации. Первый тип участвует в усвоении норм и ценностей ребенка, второй — взрослого. Процесс социализации невозможен без людей, ответственных за обучение социальным нормам и ценностям — агентов социализации. Существуют агенты первичной социализации (к примеру, учителя, родственники, друзья) и вторичной (к примеру, церковь, СМИ, полиция). Человек на протяжении жизни проходит необходимые этапы: адаптация, как процесс усвоения соц. опыта с рождения до подросткового возраста; идентификация, как желание выделится; интеграция, как внедрение человека в общество; трудовая стадия, как применение опыта на практике и послетрудовая стадия. Такая последовательность является цикличной и неотъемлемой, ведь каждый этап дополняет другой. Конечный этап выражен в передаче социального опыта старшим поколением младшему. Обращаясь к цитате, можно проследить тесную взаимосвязь поколений, как участников этапов социализации. Делясь опытом друг с другом, мы проносим социально значимые качества через всю жизнь. Приведу пример из художественного произведения «Маугли» Р. Киплинга. Главный герой книги — мальчик, выросший в дикой среде, с волчьей стаей. Для него чуждо общество людей, ведь с рождения он привык находиться в обществе зверей, подражать им. У мальчика с детства отсутствовал такой важный социальный институт как семья, без которого невозможно сформирование личности — она участвует в первичной социализации ребёнка. Он прошёл несвойственную людям стадию адаптации — приобщение к дикой среде, получение животных инстинктов. Такой человек не сможет совершенствоваться как личность, ведь он знает только правила поведения среди животных. Это доказывает, что без семьи, человеческого общества, индивид не пройдёт социализацию. Действительно, социализация играет большую роль в жизни человека, влияет на его будущее положение в обществе. На примере Маугли можно заметить, что мальчик не социализировался в обществе. Доказывая вышесказанное, приведу пример из истории. Иван Грозный — великий князь всея Руси 16 века, отличавшийся своей жестокостью, властностью, коварностью. Такие черты характера возникли из-за нелегкого детства Ивана, которое прошло в атмосфере борьбы за власть. На него не обращали внимания попечители, не смогли привить необходимые знания о милосердии, доброте, бескорыстии — необходимых знаний ребёнку на этапе адаптации. Недостаток семьи негативно отразился на деятельности Ивана, воспитав в нем совсем не пример для подражания. Получается, что с детства Иван видел именно такой пример семьи, который, как этап первичной социализации, сформировал у ребёнка своё мировоззрение, поведение. На примере Ивана Грозного можно утверждать, что тяжелое детство, в котором он социализировался, сформировало результат жестокого поведения. Таким образом, жизнь человека невозможна без социализации — без получения основных знаний о социуме, нормах, ценностях, поведении, формирующие здоровую личность человека. Обновлено: Опубликовал(а): Аксинья Морозова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|