|
Проблема свободы и несвободы по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михаил)Проблема свободы и несвободы в романе раскрывается через образы почти всех героев. В самом начале романа читатель знакомится с Москвой и её жителями, писателями из МАССОЛИТа. Писатели — люди искусства, воспевающие красоту, свободу, высшие нравственные понятия, но в Москве всё не так. Ивана Бездомного, который должен был написать антирелигиозную поэму, ругает Берлиоз, потому что образ Иисуса оказался слишком реальным. Писатели в Москве не свободны, они должны подчиняться власти, писать то, что скажут. В таких условиях любой талант угаснет. Конфликт свободы и несвободы прослеживается в мире Понтия Пилата и Иешуа. На казни Иешуа говорит, что самый страшный грех — это трусость. Зная, что отправляет невинного человека на смерть, он не спасает его, а прилюдно умывает руки. Страх перед властью, страх потерять своё место преобладает в Понтии Пилате, а Иешуа в свою очередь свободен: он говорит только правду, потому что считает, что говорить её легко и приятно. Он не отказывается от своих слов, зная, что его ждёт казнь. Мастер, в отличие от Иешуа, не свободен. Он верил в то, что писал, верил в свой роман, но потом отказался от него. Внутренняя несвобода мастера считается автором грехом, поэтому в финале романа мастер заслужил не свет, а покой за свои страдания. Понятия свободы и несвободы в романе описаны в духовном смысле, то есть внутренняя свобода или не свобода человека. Словами Иешуа Булгаков говорит, что самый страшный грех — это трусость, сковывающая человеческую свободу, а правда и вера в собственные убеждения освобождают душу. Обновлено: Опубликовал(а): НастяМ Внимание! Спасибо за внимание.
|
|