|
Вы здесь: Критика24.ру › Чехов А. П.
Вопросы по «Маленькой трилогии» (Чехов А. П.)Роль пейзажа в "Маленькой трилогии" Пейзажные зарисовки обозначают позицию автора, его отношение к героям. Так, Иван Иванович и Буркин видят реалистичные картины, описание которых вызывает счастье. Близкие к природе герои являются резонёрами: в их уста вложены мысли близкие автору. Персонажи, потерявшие человеческий облик, не изображаются рядом с красивыми пейзажами. Например, Николая Ивановича окружают лишь заборы под конец жизни, он сам заслонился от жизни как будто оградой. Дождливая погода сопровождает Беликова не только при жизни, но и во время похорон. Кроме того, пейзаж передаёт настроение и чувства героев, по-другому расставляет акценты в произведении. Во время печального рассказа Алехина о его несчастной любви шёл дождь, но под конец перестал. Автор словно даёт нам надежду: Алехин сможет выбраться из футлярной жизни. Рассказ Крыжовник завершается фразой: дождь стучал в окна всю ночь. После прочтения рассказа, остаётся чувство безысходности и безнадёжности. Великая природа контрастирует с ограниченной футлярной жизнью. Пейзаж придаёт ощущение свободы. Об этом говорят и звёзды на огромном ночном небе, и длинная улица, и бескрайнее поле. Роль портрета Каждая деталь в портретной характеристике героя имеет значение. Через описание внешности автор раскрывает характер героев и показывает своё отношение к ним. Так, характеристика Беликова начинается с его одежды: калоши, пальто на вате, чёрные очки. Описывая Беликова, А. П. Чехов использует гротеск. Персонаж так обособился от внешнего мира, что «…лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник». Мимика у Беликова практически отсутствует, его лицо принимает мертвенный вид, и лишь глаза смотрят на окружающий мир с подозрением. Только когда герой оказался в гробу, его лицо стало кротким и появилась лёгкая улыбка. Чехов высмеивает Беликова и его «футлярный» образ жизни. Не каждый персонаж описан так подробно. Например, горничная Пелагея описано лишь эпитетом «красивая». Алехин рассказывает историю её любви к повару. Он описан как: «…с пухлым лицом и маленькими глазами, бритый, и казалось, что усы у него были не бриты, а выщипаны». Столкновение этих абсолютно разных по внешности и, очевидно, внутренним качествам героев становится экспозицией к рассказу «О любви». Портрет Анны Алексеевны также не ясен. Алехин описывал её как обаятельную и красивую. Таким образом А. Чехов передаёт ту взаимную близость, которая возникла без слов, без признаний. Роль деталей С помощью деталей проясняется характер героев и обозначается позиция автора. Каждая, даже, казалось, самая обыкновенная деталь, имеет большое значение. В основном детали заостряют проблему «футлярной» жизни. Беликов читал только ясные циркуляры, которые были не запрещены. Огромную роль детали играют при описании Беликова. Все предметы, принадлежавшие герою, обязательно были в чехле: зонт, часы, перочинный нож. В рассказе Крыжовник дано описание дома Алехина: «…и люстра в чехле, и кресла, и ковры под ногами…». Футлярная жизнь героя даёт отпечаток даже на интерьер дома. Особенности речи персонажей Речь является отражением внутреннего мира человека. В трилогии речь персонажей раскрывает их характер, а также обозначает позицию автора. Так, Иван Иванович перед сном молится: «Господи, прости нас, грешных!», а затем накрывается одеялом с головой. Он осознаёт губительность футлярной жизни, но при этом сам понимает, что он не без греха. Кроме того, Иван Иванович разражается монологом, состоящим из риторических вопросов: «Во имя чего дать?» Герой понимает, что большая часть его жизни прошла, а ради чего он жил? В уста героя вложена мысль А. Чехова о счастье и смысле жизни. Важно отметить и самоанализ Алехина, во время рассказа о несчастной любви. Герой ещё может выйти из «футлярного» образа жизни. В речи Беликова прослеживается ассонанс. Повторение звука (о): «Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло». Ассонанс подчёркивает ограниченность, замкнутость героя. Также можно отметить большое количество личных и неопределённых местоимений. изобразительно-выразительные средства Изобразительно-выразительные средства помогли создать автору наполненные образы. Описывая внешность, интерьер, характер героев А. Чехов использует ряды однородных членов, постепенно расширяя образ персонажа. Огромную роль играет гротеск, использованный для заострения проблематики. Во многих фразах Беликова заметна инверсия, которая подчёркивает его неестественность. Особенности композиции Все три рассказа объединены общей композиционной схемой: рассказ в рассказе. В уста основных героев часто заложены мысли автора, их комментарии к своим рассказам очень важны для понимания идеи. Кроме того, эпизоды, которые не вошли в рассказы героев становятся неким обрамлением, которое также играет большую роль. Например, история любви Пелагеи и повара как что-то несовместимое, можно сопоставить и с историей любви Алехина. Прослеживается градация в отношениях героев-рассказчиков и героев этих рассказов. Если сначала Буркин рассказывает об учителе из их гимназии, то Иван Иванович уже о своём брате. Алехин же рассказывает сам о себе. Таким образом А. Чехов показывает вездесущность людей в «футляре». Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Примаченко Внимание! Спасибо за внимание.
|
|