|
8. В чём внутренне несхожи между собой Печорин и контрабандисты? 9. В каких произведениях русской литературы изображаются сцены дуэли и в чем их можно сопоставить с приведенной сценой? (ЕГЭ по литературе)8. Печорин и контрабандисты, безусловно несхожи внутренне. Достаточно вспомнить первую встречу главного героя с ундиной: он заворожен легкостью и таинственностью девушки, которая в жизни ему не присуща, в нем просыпается интерес. Печорин, казалось бы, вдруг начинает жить и интересоваться тем, что происходит вокруг него, да только этот интерес основан исключительно на эгоистичном любопытстве. Сами контрабандисты: Янко, ундина, слепой мальчик — живут своей собственной жизнью, не вмешиваясь (кроме как, возможно, материально) в судьбы других людей. Они постоянно действуют, не тратя время на долгие раздумья ("теперь опасно; поеду искать работы в другом месте..."), в то время как любопытный Печорин погружен в себя и обеспокоен зачастую только лишь собой ("И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?.. едва сам не пошел ко дну"). Так, названные герои внутренне несхожи характерами и отношением к жизни: для Печорина она — пустота, которую нужно заполнить, к примеру, вмешательством в судьбы других, а для контрабандистов — стремление к деятельности, постоянное движение.
9. Главный герой лермонтовского романа — Печорин — личность достаточно противоречивая, что и характерно для реализма, отраженного в "Герой нашего времени". В сцене дуэли, испытание которой проходят также герои "Евгения Онегина" А. С. Пушкина и "Войны и мира" Л. Н. Толстого, черты его характера проявляются особенно ярко. Схожим тем, какие качества характера раскрываются у героев лермонтовского романа и толстовского романа-эпопеи, является то, что и Пьер, и Печорин сильно нервничают во время дуэли, их переполняют чувства. Следовательно, в обоих раскрывается такая черта характера, как способность тонко чувствовать и переживать. За внешней холодностью, а затем и злостью ("неизъяснимое бешенство закипело в душе моей") героя Лермонтова скрывается чуткая болезненная душа, а за растерянностью героя Толстого — сострадание, переживание и непринятие того, что кто-либо способен пойти на убийство человека ( яркий пример тому — желание Пьера подбежать и помочь раненому Долохову). Различным же является то, что Печорину свойственна и такая черта характера, как жестокость: "Я хотел дать себе полное право не щадить его". Пьер, напротив, считает данное качество противоестественным, в душе он все еще чувствует себя ребёнком, для которого мир должен состоять исключительно из светлых моментов. Так, герои схожи внутренним состоянием, которое раскрывает в них чуткость души, но различны тем, что одному присуща жестокость, а другому нет. Сцена дуэли и качества характера, которые раскрываются в лермонтовском и пушкинском героях, близки связью главных героев с литературным типом "лишнего человека", что и становится определяющим фактором в их поведении и мировоззрении. И для Онегина, и для Печорина дуэль становится и риском, который они жаждут от угасающей жизни, и ударом, который делает духовные страдания только сильнее. "Сражен, Онегин с содроганьем отходит...", и герой М. Ю. Лермонтова пишет в дневнике: "у меня на сердце был камень...". Различны же они тем, что Печорин переживает о дуэли еще до смерти Грушницкого, а Онегин осознает жестокость своего поступка только после гибели Ленского. Сколь схожи данные ситуации тем, что оба героя идут на поводу у желания рискнуть, которое оборачивается для них трагедией, столь различны отношением к дуэли и осознанием бесчеловечности совершаемого действа. Таким образом, более близки пушкинский и лермонтовский герои, в дуэли и у Онегина, и у Печорина проявляются схожие качества: способность идти на риск и неспособность ценить жизнь. Толстовский герой Пьер более наивен и простодушен, и на данном этапе о ценности или бесценности жизни он едва ли задумывается. Обновлено: Опубликовал(а): Arina Lu Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|