|
В каких произведениях русских поэтов звучат философские мотивы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением «Выхожу один я на дорогу»? (ЕГЭ по литературе)Философские мотивы находили своей отражение во многих лирических произведениях русской классической литературы. Например, в стихотворениях М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу...", А. С. Пушкина "Элегия" и С. А. Есенин "Не жалею, не зову, не плачу...". Схожим в лермонтовском и пушкинском стихотворениях в выражении философских мотивов является обращение авторов к прошлому, его принятие. "И не жаль мне прошлого ничуть" — размышляет лирический герой М. Ю. Лермонтова, подчеркивая важность событий юности, молодости как неотъемлемой части человеческой жизни, развития личности. Лирический герой А. С. Пушкина также обращается к данной мысли: "...как вино, печаль минувших дней в моей душе чем старе, тем сильней". Принимая прошлое, в котором, несомненно, был получен важный опыт, человек может достичь гармонии во внутреннем мире, обрести смыл жизни. Различным же в выражении данных мотивов является отношение лирических героев к будущему. Если в стихотворении "Выхожу один я на дорогу..." дальнейшая жизнь представляется сложным испытанием и гармония практически непостижима ("Я ищу свободы и покоя"), то в "Элегии" будущее принимается как высший дар, оно воспринимается как череда счастливых и печальных моментов. Так, философские мотивы выражаются через отношение лирических героев к прошлому и будущему. Приведенные стихотворения М. Ю. Лермонтова и С. А. Есенина схожи тем, что оба автора обращаются к существованию вечной жизни в природе. В лермонтовском стихотворении появляется образ "вечно зеленеющего" дуба, в есенинском звучит благословение тому, "что пришло процвесть и умереть". Лирические герои обоих авторов рассуждают над смыслом жизни в его глобальном значении. Различным в выражении философских мотивов является композиционное построение стихотворений. В первом "Выхожу один я на дорогу..." от первой строфы к последней лирический герой М. Ю. Лермонтова проходит целый путь по нахождению себя, туман рассеивается и он обретает желание жить, жизненную цель, которая может привести к гармонии. В "Не жалею, не зову, не плачу..." композиция кольцевая, обращаясь к связи природы и человека в начальных строках, нахождении в этом гармонии, он вновь возвращается к этой мысли в конце стихотворения. Таким образом, более близки стихотворения М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..." и А. С. Пушкина "Элегия" тем, что оба автора принимают будущую жизнь и, несмотря на трудности и горе готовы жить, развивая душу. Стихотворение С. А. Есенина, напротив, освящает идею цикличности человеческой жизни, лирический герой размышляет о периоде увядания человека, конца земной жизни. Обновлено: Опубликовал(а): Лунева Арина Александровна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|