|
Роль детали внешности в изображении персонажей по роману Обломов (Гончаров И. А.)И. А. Гончаров – мастер портретной живописи. Его портреты подробны, детализированы. В портрет входит и описание внешности героя, и описание одежды, и авторские замечания, и восприятие других персонажей. В этом отношении творческая манера писателя близка к творческой манере Н. В. Гоголя. Детали внешности в описании посетителей Обломова помогают автору показать читателю разницу между этими персонажами. Первый посетитель Обломова – светский молодой человек Волков, занятый всецело визитами, балами, обедами. Главное для него – внешний блеск и лоск. Эти качества героя Гончаров подчёркивает деталями внешности. У Волкова смеющиеся щёки, губы и глаза, он безукоризненно одет и причёсан, у него цепочка, батистовый платок, глянцевитая шляпа, лакированные сапоги. Во внешности второго посетителя Обломова, его бывшего сослуживца Судьбинского, ставшего теперь начальником отделения, выделяются такие детали, как тёмно-зелёный фрак с гербовыми пуговицами, тёмные, ровно окаймляющие лицо бакенбарды, утруждённое, покойно-сознательное выражение в глазах, задумчивая улыбка. Третий посетитель Обломова, литератор Пенкин, одет с умышленной небрежностью и весь зарос бакенбардами усами и эспаньолкой. Во внешности Алексеева, постоянного посетителя Обломова, значимым является полное отсутствие деталей. Отсутствие заметных черт во внешности Алексеева говорит о бесцветности, незаметности этого героя. У земляка Обломова Тарантьева, бывшего, как и Алексеев, частым гостем Обломова, большая голова, крепкая шея, большие навыкате глаза и толстые губы, черты, рождающие, по словам автора, «идею о чём-то грубом и неопрятном». В портрете Обломова выделяется отсутствие всякой мысли, безразличный цвет лица, маленькие пухлые руки, мягкие плечи и восточный халат, который Обломов носил дома. Портрет раскрывает, таким образом, лень героя, его пассивное отношение к жизни. Портрет Штольца даётся по контрасту с портретом Обломова. Заметными деталями являются почти полное отсутствие щёк, ровный, смугловатый цвет лица и зеленоватые, выразительные глаза. Штольц деятелен, активен, энергичен. Портрет Ольги дополняется авторскими комментариями. Здесь подчёркнуто постоянное присутствие устремлённой на что-нибудь мысли. Об этом говорят и сжатые губы, и зоркий, бодрый взгляд серо-голубых глаз. Во внешности Агафьи Матвеевны, квартирной хозяйки Обломова, выделяются белые, но жёсткие руки, выдающие привычку к труду. Таким образом, детали в романе И. А. Гончарова «Обломов» играют важную роль, раскрывая характер персонажа, давая представление о его привычках. Обновлено: Опубликовал(а): Нина Горбунова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|