|
17.3 Образ города в прозе Булгакова по роману «Мастер и Маргарита» (ЕГЭ по литературе)Образ города в прозе Михаила Афанасьевича Булгакова занимает очень важное место, так как именно в городе происходит большая часть описываемых автором событий. Это значит, что роль деталей, составляющих пространство, в формировании самого сюжета заметно повышается. Давайте рассмотрим особенности этого образа на примере романа Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита". Главным местом действия романа становится столица СССР — Москва, причем нам показана Москва эпохи сталинских репрессий, что делает образ города ещё более ценным. Через героев текста мы знакомимся с историческими реалиями, в которых они живут, и узнаём о доносах (на примере Никанора Босого), незаконной валюте, которую полагается сдавать и о постоянном страхе, который делает человеческую душу мелочной и подлой. Не зря Воланд на своём выступлении замечает, что москвичей испортил квартирный вопрос. Город представляется как носитель информации о жизни и быте москвичей этого времени. Более того, обычная жизнь показывается примитивной, скучной и унылой, поэтому стены города описываются, как чужие и холодные. Идя вдоль такой стены, духовно одинокая Маргарита вдруг встречает Мастера — единственного человека, который смог по-настоящему полюбить и понять её. В большом, шумном городе она чудом находит свое счастье. Так, город становится местом судьбоносной встречи. Однако если для Маргариты знакомство с Мастером стало положительным событием, подтолкнувшим её к новой жизни, то для Берлиоза встреча с Воландом стала роковой. Одним майским вечером он познакомился на Патриарших прудах со странным господином, который впоследствии оказался самим дьяволом, и сразу почувствовал себя нехорошо. Тот предсказал ему смерть от руки комсомолки (водителя трамвая), чтобы доказать ничтожество человеческой жизни и свое могущество. Вспомним также и то, что в ершалаимских главах нам встречается проповедник Иешуа, который называет всех людей "добрыми" и чьим прототипом стал Иисус Христос. Вдруг мы понимаем, что Москва — это новый Ершалаим, но проповедником в ней становится не Иешуа, а Воланд, сеющий зло и подлость. Города сближаются также и погодой: в них господствует майская жара, характерная для центра древнего государства, но не для столицы СССР. Образ города получает негативную характеристику и формирует наше отношение к героям романа. Таким образом, мы видим, что образ города становится ключевым для этого текста. Реальность будто бы формирует сюжет, двигает действие к основным композиционным точкам и ставит на них акцент. А исторические реалии делают этот образ интересным для исследования любому читателю, благодаря многообразию важных художественных деталей. Обновлено: Опубликовал(а): Екатерина К. Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|