|
Иван Даниилович Калита (ЕГЭ по истории)Иван Калита — один из самых дальновидных московских князей. С его деятельностью связаны Возвышение Москвы, расширение Московского княжества, подавление антиордынского восстания в Твери, переезд митрополита в Москву. Важным процессом является возвышение Московского княжества. Важную роль в нём сыграл сам московский князь Иван Калита. Он оценил риски, которые могут навредить развитию пока ещё маленького княжества, заявил монголам о готовности поддержать их, накопил деньги на покупку небольших соседних уделов для расширения Московского княжества и купил такие земли, как Галич, Углич, Белоозеро, Дмитров. Все эти действия способствовали повышению авторитета Московского княжества, его территориальному увеличению и внутреннему спокойствию в княжестве. Причинами возвышения Москвы были гибкая политика московских князей по отношению к монголам, что выражалось в их лояльности к ним и способствовало избежанию карательных походом монголов на Москву и спокойному развитию княжества, а также дальновидная экономическая политика московских князей, выражавшаяся в накоплении денег, скупке соседних уделов. Следствием стало то, что постепенно Москва начала претендовать на роль центра объединения Руси. Ещё одним важным событием, связанным с деятельностью Калиты, является окончательный переезд митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Главную роль в данном событии сыграл митрополит Феогност. Он приехал в Москву, объявил о своем решении поселиться здесь, приказал окончательно перенести кафедру митрополита из Владимира в Москву (до Феогноста часто проживал в Москве митрополит Петр), предложил московскому князю построить новые храмы в Москве. Кроме того, Феогност часто выражал свою благосклонность по отношению к московским князьям. Все эти действия Феогноста привели к повороту в жизни церкви и Москвы, обозначили становление Москвы как религиозного центра Руси. Причинами переезда кафедры митрополита в Москву были: усиление позиций Москвы, а также преемственность Феогноста по отношению к митрополиту Петру, который ранее переехал в Москву и умер там. Следствием переезда митрополита стало повышение авторитета Москвы как религиозного центра, ещё большее её выдвижение перед другими русскими землями, получение московскими князьями такого преимущества, как поддержка их политики самим митрополитом. В 1327 году произошло антиордынское восстание в Твери. Важную роль в данных событиях сыграл баскак Щелкан. Он прибыл в Тверь, выгнал тверского князя из его дворца и поселился там сам, подверг население Твери насилию и гонениям. Несправедливые действия Щелкана спровоцировали тверичан на восстание. Далее важную роль играл сам Калита. Он отправился в Орду, предложил свою помощь в подавлении восстания и вместе с войском отправился в Тверь и силой заставил восставших сдаться. Действия Ивана Калиты способствовали ослаблению конкурента Москвы. Причинами восстания в Твери были недовольство тверичан насилием и произволом со стороны представителя Орды, а также неспособность тверского князя противостоять данному угнетению. Следствием стало подавление восстание и повышение авторитета Москвы. События, связанные с деятельностью Ивана Калиты, сыграли большую роль. Дальновидная политика Ивана Калиты способствовала достаточно быстрому развитию Москвы и территориальному расширению княжества, и вскоре оно начнет претендовать на роль объединителя русских земель: “собирателе земель русских” Иване III, в XV веке, будут присоединены Новгород, Тверь и другие земли, и Москва уже полноценно будет считаться центром русских земель и столицей. Столицей Москва будет вплоть до 1712 г., но и после этого она не будет терять своего значения, оставаясь вторым по важности после Петербурга городом, что приведет к тому, что после революции Москва вновь станет столицей. Именно благодаря переезду митрополита в Москву установились крепкие дружественные отношения между московскими князьями и церковью. Это выражалось в частой поддержке московских правителей со стороны церкви, в том числе идеологической: так, в XVI веке монах Филофей сформулирует и изложит концепцию “Москва — Третий Рим”, согласно которой именно Москва является преемницей Рима как центра истинного христианства после Константинополя и, в отличие от предшественников, никогда не должна “пасть”. Эта теория будет способствовать повышению авторитета Москвы как центра России и авторитета русского царя, подчеркивая высокое религиозное значение столицы. Обновлено: Опубликовал(а): Ирина_ Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|