|
По сентиментальной повести «Бедная Лиза» (Карамзин Н. М.)Что такое сентиментализм? Это направление в литературе, основа которого строится на внутренних переживаниях главного героя, трудных ситуациях в которых нужен сложный выбор. Главной целью авторов-сентименталистов является интеграция читателя в действие произведения: сопереживание главному герою, принятие выбора за главного героя (как бы я поступил в этой ситуации), то есть, чтобы читатель буквально «являлся главным героем». Николай Михайлович Карамзин прекрасно справился с этими задачами. На протяжении всей повести Карамзин буквально находился рядом с Эрастом и Лизой, комментируя их действия и оценивая происходящее. Хочу отметить, что ни один из читателей не смог бы обвинить «Бедную Лизу» в неправдивости. Данное произведение вполне реально и актуально по сей день. Автор уделяет большое количество внимания на описание природы, он пытается показать её живой. Я думаю это связано с тем, что Лиза является крестьянкой, а природа это её обитель, она знакома с природой с детства, она «естественный человек». Лиза является простой крестьянкой, но с очень тяжёлой судьбой. Лиза потеряла отца - главного кормильца в семье и мать после потери отца не смогла больше жить прежней счастливой жизнью, она морально истощалась и именно по этому Лизе пришлось идти и выполнять тяжёлую мужскую работу самой. Мать, безусловно гордилась, любила свою дочь, называла её «Божескою милостью», «Кормилицею», «Отрадою старости своей» и конечно очень хотела, чтобы Лиза была счастлива в жизни, в связи с чем, молила Бога дать ей ещё пожить, чтобы «пристроить Лизу к месту». И вот через два года после смерти отца Лиза становится взрослой (по тем меркам) девушкой, она пребывает в юношестве. В очередной весенний день Лиза отправляется в Москву на продажу цветов, где к ней подошёл один «молодой, хорошо одетый человек» и задал ей вполне простой вопрос — «Ты продаёшь эти цветы?» — «Да, продаю. » - ответила девушка, но несмотря на вполне банальный диалог Эраст ей понравился сразу, так как она закраснелась и потупила глаза в землю. Лиза тоже понравилась Эрасту. Лизу в повести отождествляли как чистую, честную, непорочную девушку, поэтому, когда Эраст хотел купить цветы дороже их стоимости, Лиза отказалась, «Лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». В сентиментальных повестях, как правило, деньги являются образом чего-то злого и корыстного, поэтому автор ввёл эту деталь. Эраст хочет чаще видеть Лизу и предлагает ей продавать цветы только ему, она соглашается, так как тоже хочет видеть Эраста. На следующий день она сильно ждала его на том же месте, но Эраст так и не пришёл, в итоге она просто выбросила цветы в Москву-реку, ведь они принадлежали лишь одному человеку. На следующий день Эраст подошёл к Лизиному дому, чтобы увидеть её снова, под предлогом жажды, тогда Лиза педантично протёрла кружку и налила молока, Эраст выпил молоко и ему показалось, что это был лучший напиток, который он имел право попробовать. Мать не рассматривала Эраста как спутника жизни для Лизы, в связи с тем, что они были из разных социальных слоёв (Эраст-боярин, Лиза-крестьянка). На следующее раннее утро Лиза видит Эраста плывущего к ней на лодке. Она подошла к нему и он её поцеловал, параллельно признаваясь в любви, и Лиза ответила ему взаимностью. С тех пор они стали встречаться так каждое утро. Но однажды Лиза пришла с грустными зарёванными глазами и пояснила, что её выдают замуж. Эраст сказал, что поможет ей и в будущем возьмёт жить к себе, на что Лиза обняла его очень сильно, и в этот момент пришёл конец их платоновской непорочной любви. После случившегося Эраст стал приходить всё реже и реже, пока не разразилась война. Эраст пошёл воевать вопреки своим обещаниям о верности Лизе. Однажды она встречает его в городе, но Эраст её прогоняет, откупившись десятью империалами, он сделал это, потому что проиграл в карты почти всё своё поместье и вынужден был жениться на богатой вдове, чтобы она обеспечивала его жизнь, но он не догадывался, что поставил на кон не поместье, а жизнь Лизы. Это было омерзительно. Автор смог создать ту жуткую атмосферу безысходности Лизы, её печали. Любовь, ради которой она существовала, была разрушена в пух и прах, не было смысла жить дальше. Также автор в тот момент создаёт у читателей ощущение неприязни к Эрасту, ощущение того, что это другой человек, что мы не правильно поняли его сущность в начале произведения, а дальнейшим описанием мук и размышлений Лизы Карамзин подкидывает дров в очаг уже пылающей ненависти читателя к Эрасту. Лиза передала прощание своей матери, так как очень любила её, после чего покончила жизнь самоубийством, ведь не смогла бы больше вести счастливую радостную жизнь без Эраста, настолько она любила его, а мать не пережила смерти дочери. Автор как бы удваивает этим вину Эраста. Эраст жалеет о смерти Лизы всю свою скучную, несчастливую жизнь. В итоге главным лейтмотивом предательства Эрастом Лизе послужили деньги, которые как я и упоминал ранее, играют отрицательную роль — роль искушения к плохому поступку. Эраст оказался злодеем. Когда автор вводил его как персонажа, я полагал, что он будет помогать Лизе справляться с её проблемами, но всё оказалось на оборот. Эраст стал главной Лизиной бедой и в то же время главным её счастьем, пусть и недолгим. Обновлено: Опубликовал(а): Александр Ганс Внимание! Спасибо за внимание.
|
|