Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Конфликт поколений в произведении «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)

Часто в нашей жизни становится заметным такое явление, как недопонимание между людьми взрослыми и молодыми, так же называемое конфликтом поколений. Состоит оно не только в различиях мышления, жизненного опыта людей разных возрастов, но и в том, что общество — система динамическая и не может стоять на месте, оно постоянно развивается и движется вперёд: меняются взгляды на жизнь, порядки, строй. В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев как раз раскрывает эту тему — тему историческую и вечную.

Главное столкновение в произведении происходит между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Конечно, Аркадий Кирсанов также оказался на стороне молодого поколения, опротив своего отца Николая Петровича, однако эти два человека не были яркими представителями своих эпох.

Отец всегда старался идти в ногу со временем, менял устройство в своём имении на новый лад, знакомился с друзьями сына и, даже когда не стало его жены, он не поставил на себе крест, не остался в прошлом, а смело шагнул вперёд, за что жизнь наградила его новой любовью. Аркадий же, пусть и старался придерживаться той же философии, что и Базаров, вскоре отказался от неё в пользу традиций и моральных ценностей предков. Таким образом, Кирсановы, отец и сын, держали баланс между прошлым и будущим, за счёт чего их конфликты были минимальными.

Но что же происходило между Базаровым и Павлом Кирсановым? Начну с того, что молодое поколение в этом романе — представители демократии, революционеры, стремящиеся изменить общество, а старшее – либеральное дворянство, аристократы, придерживающиеся старых устоев жизни. Базаров презирал аристократов. Презирал за то, что они, по его мнению, ничего не делают, за то что изнеженны, за то что уделяют большое внимание ненужным вещам, таким как искусство, природа. Итак, Базаров – сторонник такой философии, как нигилизм. По его словам, это значит, что он отрицает любые принципы и авторитеты, а принимает только то, что полезно. Он нацелен на разрушение не удовлетворяющего его существующего общественного строя. Евгений Васильевич довольно резок в своих высказываниях и отношениях к людям, которых, кстати, он воспринимает не как личности, а как биологических индивидов. Кирсанов же считает, что эта идеология — пустая болтовня без всякого действия, да ещё и противоречащая здравому смыслу. В процессе спора героев о различный сферах жизни, он также говорит, что без принципов могут жить лишь пустые и безнравственные люди. Вот, мы уже видим исторический конфликт поколений: в каждой эпохе есть свои ведущие идеологии, содержание которых зачастую сильно различается. И ведь ни один из героев не поддаётся влиянию противоположного ему мировоззрению: старший потому, что считает юное поколение глупым и не успевшим понять эту жизнь, а младший потому, что старики-аристократы кажутся ему не прогрессивными, мягкотелыми и чрезчур изнеженными.

Ещё один пример конфликта поколений — драма «Гроза» А. Н. Островского. Здесь дети наоборот оказались более мягкими, чувственными и романтичными, чем взрослые. Кабаниха изо всех сил старалась подавить чувства сына и его жены, заменив их на традиции. Дети же стремились к свободе от этих рамок, но старшее поколение не могло этого понять и считало их глупыми и несамостоятельными. Если же смотреть на произведение с исторической точки зрения, то можно увидеть, что молодые здесь так же выступают как революционеры, и консервативный, патриархальный строй общества начинает разрушаться.

Подводя итог, я могу сказать, что конфликт поколений действительно построен на двух аспектах: недопонимание между людьми, имеющими разный жизненный опыт и безостановочное развитие общества. В этом и заключаются вечная и историческая стороны вопроса.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.