Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Военная проза в литературном процессе 1940-х – 1980-х (Литература XX века)

Оказывается, война

не завершается победой.

Б. Слуцкий

I

Военная проза 1941 - 1945 гг. отличается тем, что её создавали литераторы, отправившиеся на фронт, чтобы реабилитировать патриотический дух народа, в соответствии с правилами соцреализма воспеть героизм советского человека в бою и в тылу. Наиболее известным текстом такого рода, как ни странно, стала поэма А. Твардовского «Василий Тёркин». Прозаические произведения трудно на память пересказывать товарищам, в то время как поэзия — отличный способ настроить отряд на приближающуюся победу. Литература этого периода ещё не ставила вопросов о причинах войны и о тех последствиях, которые она принесёт последующим поколениям.

В 1946 году Б.

Полевой пишет «Повесть о настоящем человеке», которая предвосхищает ключевую установку военной прозы: персонаж (и каждый из нас) способен преодолеть самые страшные испытания, сохраняя при этом лучшие качества своего характера, просто потому, что он чувствует себя частью огромной непобедимой страны. Интересно, что если на данном этапе в изображении войны доминирует героика и некоторая стихийность, то далее более ощутимыми становятся принципы схематизма, идейной выхолощенности, лакировки реального поле боя. Советские солдаты нередко позиционируются как люди «без страха и упрёка», ведь их временные колебания неизбежно преодолеваются благодаря чувству долга и помощи мудрых наставников. В «Повести...» Полевого судьбоносное решение о возвращении лётчиков в строй Мересьеву помогает принять безымянный Комиссар.

Разумеется, места для показа трагических аспектов войны в рамках такого пафоса почти не оставалось. Ориентация на так называемую «воспитательную силу подвига» заставляла писателей всё больше отходить от принципа жизнеподобия, выдумывать персонажей и обстоятельства их поступков. Отчасти это было связано с особенности «авторского отряда»: он сплошь и рядом состоял из начинающих журналистов. Сами воины — пехотинцы и артиллеристы, танкисты и лётчики — ещё не успели прийти в литературу. Несгибаемое мужество, молниеносные победы, земля-партизанка — звучит налицо нелепо, но именно так, по мнению руководства страны, мог быть усвоен главный литературный урок.

Битвы описаны Некрасовым в манере сдержанных, официально-нейтральных сообщений. В лоб не говорится о героизме, лишь показывается предельное напряжение сил и самоотдача на фронте. Критическое положение дел провоцирует героев быть откровенными, обсуждать острые темы.

Официальная статистика расходится с реальностью: в донесениях указываются потери противника, в несколько раз превосходящие наши. Порой доходит и до курьёзов: сбитый немецкий самолёт записывают в свой актив сразу три батальона, дабы улучшить «плановые» показатели.

II

В качестве образца авторы взяли толстовский принцип изображения военных действий — человек показывался таким, каков он есть на самом деле, его неидеальность даже приветствовалась.

В 1970-е – 1980-е годы в военной прозе усиливается документальное начало. Одна из таких книг – «Брестская крепость» С. Смирнова (1954 г. ), явившаяся результатом многолетних поисков сведений о погибших героях и о тех, кому удалось выйти из осаждённой крепости. Широко известна также, например, «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина (1977 - 1981 гг.). Из воспоминаний женщин, переживших события войны, собран роман лауреата Нобелевской премии С. Алексиевич — «У войны не женское лицо» (1985 г.).

Кроме того, расширяется и жанровый репертуар военной прозы: появляются произведения, тяготеющие к эпопее или роману-хронике, где предпринята попытка осмыслить войну как особый исторический этап, выявить её истоки и последствия. Одно из самых известных произведений такого рода — трилогия

К. Симонова «Живые и мёртвые» (1959 - 1972 гг.):

Автор изображает войну разнопланово, итогом становится широкая эпическая картина войны в духе

Л. Н. Толстого.

Несколько более глубоким по проблематике и охвату материала стал роман-эпопея В. Гроссмана «Жизнь и судьба», написанный ещё в 1940 - 1950-х годах, затем арестованный КГБ и впервые опубликованный в СССР лишь в 1988 году. В книге показаны разные стороны и участки войны: бои за Сталинград, атака танкового корпуса, которым командует генерал Новиков, жизнь и работа физика Виктора Штрума в эвакуации, судьба его матери в еврейском гетто и расправа над евреями в немецком концлагере и др. Все эти эпизоды автор объединяет в художественное целое, перед читателем проходят сотни эпизодических персонажей — каждый со своей судьбой. Все они оказываются охваченными некой силой притяжения, как в романе «Доктор Живаго» Б. Пастернака. Герои Гроссмана сражаются на два фронта — с тоталитарным и очевидным фашистским врагом. Главная идея романа состоит в том, что человек сможет стать победителем в том случае, если он внутренне свободен, прежде всего, в условиях пограничных.

ЦИТАТА: «Так выразила себя народная победа. Не в церемониальном марше войск, под гром сводного оркестра, не в фейерверках и артиллерийских салютах, а в сыром ночном деревенском покое, охватившем землю, город, Волгу...».

III

Таким образом, военная проза заняла особое место в литературном процессе 1940-х – 1980-х годов. Великая отечественная война стала не просто темой, а целым материком, где на жизненном материале особой цены разрешаются едва ли не все идейные и эстетические проблемы современной жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.