Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Первая мировая война, «потерянное поколение» и системный кризис в предреволюционной России: литературный взгляд (Литература XXI века)

1. Н. А. Островский: роман «Как закалялась сталь» (1934 г.)

• Рост революционных настроений среди городского рабочего населения;

• Украинские национальные искания (гетманства vs директория);

2. М. А. Булгаков: роман «Белая гвардия» (1923 г. )

• Роман, выдержанный в традициях «Войны и мира» Л. Н. Толстого (изображение истории и человека на фоне масштабных исторических событий, душевные переживания героев как реализация идеи о том, что, несмотря ни на что, важно «сохранить собственное лицо»);

• «Мои симпатии были всецело на стороне белых, на отступление которых я смотрел с ужасом и недоумением» (М.

А. Булгаков на допросе в ОГПУ в 1926 году), однако в романе некоторые бело-офицеры показаны как легкомысленные, сомневающиеся, романтизирующие происходящее молодые люди, что, конечно, сглаживает «предательское» (читай искреннее) отношение писателя к бывалым воякам из рядов царской армии;

• Разрушение старого быта, трансформация образа жизни — как личного, так и общественного («белые» вынуждены прятать остатки прежней культуры от быстро сменяющихся веяний, нарастающие языковые конфликты, собрания «дворцового масштаба» для решения разного рода проблем);

• Итак, «белая гвардия» — это люди, которые защитили честь русского офицера и русского человека.

3. Н. Гумилёв: стихотворения «Наступление», «Сестре милосердия», «Франции» (1910-е)

• Крушение многовекового устройства жизни, непоколебимость классической культуры и искусства (1);

• Трагическая судьба России («той, что могла быть раем») как следствие действий «разрушительной силы» начала 20-го века (2);

• Женщины (не все, разумеется) — духовная опора («настоящий долг) для участников бессмысленной кровопролитной Первой мировой войны.

1: И ты стоишь, обнажена,

На золотом роскошном троне,

Но красота твоя, жена,

Тебе спасительнее брони.

Где пел Гюго, где жил Вольтер,

Страдал Бодлер, богов товарищ,

Там не посмеет изувер

Плясать на зареве пожарищ.

И если близок час войны,

И ты осуждена к паденью,

То вечно будут наши сны

С твоей блуждающею тенью.

(«Франции»)

2: Та страна, что могла быть раем,

Стала логовищем огня.

Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые

Или волны гневных морей,

Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей.

(«Наступление»)

4. А. А. Блок: стихотворения «Рождённые в года глухие…», «Я не предал белое знамя…», «Скифы» (прикреплены во вложениях)

• «Кровавый отсвет» войны, страшные годы: Первая мировая («чужая земля», за которую идёт странная борьба) и революция (родная «Россия, обливаясь чёрной кровью, глядит в тебя и с ненавистью, и с любовью»).

5. Э. Хемингуэй: роман «Прощай, оружие!» (1929 г. )

• Любовь на фоне бесчеловечности и кровопролития — короткий миг счастья и покоя, переворачивающий самоощущение человека в мире;

• Г. Стайн: понятие «потерянного поколения» (т. е. молодых людей, ставших «пушечным мясом», потерявших веру в здравый смысл и божественную справедливость, не воспринимающих более трескучих лозунгов, вроде «священный долг», «слава», «величие нации»);

• Уход от неприглядной реальности (алкоголь, любовь, хобби) как задача, преследующая героев ежеминутно, ассоциационный ряд «война = смерть = избавление».

6. Н. Тэффи: дневниковые «Воспоминания» (1910-е – 1920-е)

• Писательское путешествие из большевистской России в вольную Одессу, взгляд интеллигента на потрясающие страну события;

• Накануне и во время революционных событий: скудное питание, отсутствие нормального ночлега, чувство страха от «разъярённых харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы, холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти»;

• Язвительные (но не явно негативные) описания реалий Советской России перемежаются с ироническими изображениями отдельных типов и сюжетов уходящей Империи. Писательница, когда-то признаваемая Николаем II, придерживается авторской «беспристрастности», хотя при этом не изображает себя в качественного отстранённого наблюдателя — она часть всей этой кутерьмы, в общечеловеческом плане её мало что отличает от созданных героев.

7. Н. Н. Берберова: рассказ «Не о любви» (1934 г.)

• «И единственное, что оставалось неизменным вокруг, это — воздух, это — небо весной, это — запах цветущей во дворе, ещё живой, акации, медленное сползание крупных льдин с покатой панели в марте месяце, влажные стены домов после первой апрельской грозы, на которых таяли плакаты, афиши, стенгазеты».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.