Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В каких произведениях русских поэтов переживания лирических героев тесно связаны с окружающей природой и в чем их можно сравнить со стихотворением Н.А . Заболоцкого «Клялась ты — до гроба»? (ЕГЭ по литературе)

В художественном тексте пейзаж, как правило, становится способом метафорического воспроизведения психологических метаний человека.

Тесная связь лирического героя с природой — отличительна черта поэзии романтизма. Так, в поэме

М. Ю. Лермонтова «Мцыри» описывается отшельнический тип существования, личное взаимодействие со стихией становится главной темой произведения: сцена противостояния героя с барсом — яркий пример активации бунтарского духа. Природа не поддерживает Мцыри, разыгравшаяся буря, скорее, отражает внутреннее состояние Мцыри, – можно сказать, что Лермонтов пишет о схватке романтического героя с самим собой.

Экзотический пейзаж резонирует с исключительностью Мцыри, который немыслим вне естественной среды обитания (пути в монастырь ему, по мнению автора, нет). В стихотворении

Н. А. Заболоцкого природа представлена в виде фона, на котором разворачивается любовная коллизия. Рефреном упоминаемое слово «опомнившись» наталкивает на мысль о неком духовном озарении героев стихотворения: природа отрезвляет их, в символических деталях (лебедь, пламень вод) чувствуется предостережение. Несмотря на то, что все конечно, «глянет ей в око ночная звезда», и, поэтому, природа выступает в данном случае в качестве помощника, не являясь другом-соперником человека, как то представлено в поэме

М. Ю. Лермонтова.

Схожую роль окружающая природа играет в философском стихотворении А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы…». Поэт призывает читателя ориентироваться на первозданные Богом образцы. Оппозиция злой зимы и доброжелательной весны продиктована идеей природы как мудрого учителя, источника новых «откровений». У Н. А. Заболоцкого природе отведено не главное место, без неё можно представить описываемую ситуацию. А. А. Фет, в свою очередь, делает так, что лирический герой при формулировании собственной жизненной философии опирается исключительно на естественное устройство мира. Более того, поэт чистого искусства природу идеализирует, Заболоцкий же наделяет её полумистическими функциями.

Таким образом, переживания лирических героев тесно связаны с окружающей природой. Пейзаж дополняет психологические портреты авторского «я», однако роли пейзажа могут быть разными: у романтиков, например, природа оказывается как врагом, так и желаемым идеалом.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском