|
Что я принимаю в Базарове и с чем я спорю? (Тургенев И. С.)Да ведь надобно же и строить. Новым течением общественной мысли в России второй половины XIX века становится нигилизм. Великий писатель Иван Сергеевич Тургенев решает изучить это «новшество», поскольку и сам сталкивается с ним. Писатель создает роман «Отцы и дети», где ярким представителем нигилизма, основанного на вульгарном материализме, является Евгений Базаров. В дальнейшем знакомстве с героем можно выяснить, что он является истинным представителем своего направления, в отличие от его двойников: Кукшиной и Ситникова. Отношение к Базарову, к его точке зрения и поступкам должно исходить из отношения человека к самому нигилизму. Я считаю, что иногда необходимо «переступать черту» для того, чтобы добиться большего, но всё же необходимо и меру знать. Базаров, как и полагается настоящему нигилисту, всё отрицает, является атеистом, ищет во всём только пользу, поэтому он утверждает: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным». Главный герой изучает естественные науки, проводит опыты на лягушках, хочет защитить докторскую, следовательно, можно с уверенностью сказать, что Базаров – человек дела. К сожалению, многие люди не желают работать, поэтому такая нехарактерная для русского человека тяга к деятельности, конечно, вызывает уважение. Но для меня очень важны и духовные качества, и духовное составляющее. А что же считает Базаров? Он утверждает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит». С этим я согласиться не могу. Все действия человека управляются его сознанием, и «степень нравственности» поступков, совершаемых им, регулируется именно развитостью собственного внутреннего мира. Именно поэтому нам необходимо заниматься изучением не только естественных, но и гуманитарных наук в обязательном порядке. Природу, которую человек боготворил, оберегал и почитал, нигилисты считают мастерской, а не храмом. Конечно, человеку необходимы природные ресурсы для выживания, но относится к окружающему миру как к складу всяческих вещей совершенно не стоит. Нужно лишь вспомнить, что многие катаклизмы происходят из-за наплевательского отношения людей к природе. Несостоятельность нигилизма, по моему мнению, очевидна, и сам Базаров приходит к этому. Ведь если смысл жизни сведётся лишь к поиску одной пользы, то в скором времени придёт понимание, что и сама жизнь не полезна, так как она непродолжительна и тяжела. А испытание любовью заставило Базарова понять, что есть некие нематериальные ценности. Перед смертью Евгений произносит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…». Постепенно в нигилисте просыпаются чувства и эмоции, которые может и не материальны, но, бесспорно, реальны. Допустим, Базаров и остался верен своей идеологии, но, если бы Евгений жил дольше, он обязательно бы отошёл от этой идеи. Главный герой понял одну простую истину, с которой я также непременно соглашусь: какие бы люди ни приходили в этот мир и ни пытались его изменить, главные ценности этого мира останутся неизменными. Подводя итог, хочется сказать, что можно соглашаться с мнением другого человека или его опровергать, но главное — относится с уважением и пониманием к личности обсуждаемого, как это делал Евгений Васильевич. Мне близок по взглядам меняющийся Базаров, и с ним я соглашусь в большей степени, чем с Базаровым-нигилистом. Обновлено: Опубликовал(а): Владимир Маркелов Внимание! Спасибо за внимание.
|
|