Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В каких произведениях отображены идейные столкновения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»? (ЕГЭ по литературе)

Во многих произведениях русской классики отображены идейные столкновения.

Так, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» представлен конфликт поколений. Как и в «Отцах и детях», тут показывается, что старые представители дворянства — люди «века минувшего» — не в состоянии понять и поддержать новаторских мнений молодежи, они не хотят ничего менять. Главный герой «Горя от ума», Александр Андреевич Чацкий, как и Базаров — передовой человек, который хочет улучшить общество, привнести в него что-то новое, тем самым разрушив старые устои. Он яро спорит с Фамусовым, с которым имеет совершенно разные точки зрения касаемо любых сфер жизни. Так, например, в своих монологах антагонисты высказываются по поводу государственной службы. Павел Афанасьевич придерживается мнения, что нужно любыми возможными способами построить карьеру; служба для него — не долг перед Отечеством, а возможность получить расположение общества, заработать денег.

Чацкий же совершенно не согласен с таким мнением: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Однако, центральный персонаж Грибоедова хоть в финале и покидает Москву («карету мне, карету!»), от остаётся твёрд в своих убеждениях, в то время как главный герой Тургенева, перед смертью начинает сомневаться в верности собственных принципов. Даже если бы Базарова ждал другой исход, он бы всё равно не смог остаться полноценным нигилистом, так как по-настоящему полюбил женщину, а нигилисты — отрицатели вечных ценностей, в том числе и любви.

Также, идейные столкновения описываются и в драме. А. Н. Островского «Гроза». В произведении, как и в «Отцах и детях», показано, что давно устаревшие порядки рушатся, против них протестует новое поколение. Так, дети одного из центральных образов — Марфы Игнатьевны Кабановой — обманывают её в угоду для себя, потому что им не нравится жить по-старому. Однако, с Базаровым сопоставима именно Катерина — центральный персонаж драмы. Она сильная свободолюбивая личность (сравнивает себя с птичкой), которой чужды враньё и покорность. Поэтому ей так тяжело жить по законам домостроя, царившим в доме свекрови. Центральный персонаж Островского, как и Евгений Васильевич Тургенева, отличается от окружающего общества, Катерина не вписывается в порядки «тёмного царства». Героиня тихая и послушная жена, живущая по нравственным законам, а потому она не смеет перечить Марфе Игнатьевне. Это отличает образ Островского от тургеневского Базарова, которому если что-то не нравится, он сразу начинает спорить и отстаивать свою точку зрения. Катерина же, устав от прошлой жизни в неволе, кидается в реку, тем самым бросив вызов «тёмному царству». Это толкает её мужа Тихона на протест против Кабанихи (винит в смерти жены свою мать).

Таким образом, идейные столкновения отражены во всех трёх произведениях, однако каждый автор раскрывает приведенную тему по-своему.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском