|
Почему же Софья, героиня комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, — «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»? (ЕГЭ по литературе)Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» во многом является новаторской. Написанная в таком направлении как классицизм, она выходит за его рамки. Так, например, не соблюдается единство действия: в произведении любовный конфликт переплетается с общественным, в итоге выходящим на первый план. Но всё же в комедии присутствует традиционная для такого жанра любовная интрига (Чацкий — Софья —Молчалин), главная героиня которой предпочитает глупого человека умному. Рассмотрим, почему. Во-первых, один из центральных персонажей — Софья — выросла в «Фамусовском обществе», ценящем в людях только чины, деньги, умение сделать карьеру; в обществе, где все являются ярыми противниками просвещения. Однако героиня отличается от своего отца и ему подобных. Она умна, любит читать, что прослеживается в реплике Фамусова: «Ей сна нет от французских книг, // А мне от русских больно спится»), а также своенравна, горда и обладает пылким сердцем. Но при всех своих достоинствах, Софья Павловна — дочь своего отца: она привязана к «фамусовкому обществу» и не имеет возможности выйти из него. Во-вторых, на момент, когда в Москву приезжает Чацкий, спустя три года скитаний по миру, главный женский образ драматического произведения состоит в так называемых «отношениях» с Молчалиным. Алексей Степанович — один из ярчайших представителей «века минувшего»: он бессловесен, тих, услужлив и лицемерен. Чацкий сначала находится в недоумении, как Софья, которую Александр Андреевич одну считал равной себе, выбирает Молчалина, а не его — уверенного в себе и своих суждениях, принципиального и остроумного человека. Но позже к герою, такому близкому по суждениям к герою-резонёру, приходит осознание, что «нынче любят бессловесных», этим многое и объясняется. В-третьих, Чацкий так и не смог «растопить» сердце Софьи Павловны, пробудить в ней прежние чувства. Выбор центрального женского персонажа в итоге становится понятен: девушке, воспитанной на французских романах, нужен в мужья такой же человек, как и все герои этих любовных книжек: робкий, мечтательный, скромный и зачастую бедный («муж — мальчик, муж — слуга»). Эти качества она увидела именно в Алексее Степановиче, который начал подыгрывать. Идеал Софьи — семья, в которой главная роль была бы отведена ей. С Чацким же, так похожем на героиню, с такой же незаурядной личностью, девушке беспокойно. Александр Андреевич — ищущая натура, жаждущая изменений в обществе, свободомыслящая, прямая и бескомпромиссная. Он будет постоянно спорить с людьми старых взглядов и высмеивать их. Однако, в развязке любовной коллизии видны плачевные последствия выбора Софьи: Молчалин оказывается хитрым и раболепным человеком, готовым ради собственной выгоды притворяться тем, кем не является. Таким образом, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» личный конфликт завершается несколько трагично. Главная героиня предпочитает «дурака» Молчалина умному и передовому человеку — Чацкому потому, что Алексей Степанович немногословен и робок; он знает, где нужно промолчать и кому-то услужить, что делает персонажа всеобщем «любимцем». Однако, по сюжету, Софье не суждено быть вместе с Молчалиным — её чувства оказываются обмануты и растоптаны, что прослеживается в финальной сцене разоблачения Алексея Степановича. Обновлено: Опубликовал(а): Ева Полодухина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|