|
17. Тема родной природы в лирике С. А. Есенина (ЕГЭ по литературе)В лирике крестьянского поэта С. Есенина наиболее часто встречается тема родной природы. Рассмотрим, как она раскрывается им. Во-первых, в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ» прослеживается невероятная любовь лирического героя к Родине и ее красотам. На чужбине он увлекся девушкой-иностранкой, и, размышляя о ней, говорит так: «я готов рассказать тебе поле, // про волнистую рожь при луне». Высшее проявление чувств для него — готовность разделить с любимой родную природу, ведь «как бы ни был красив Шираз, // он не лучше рязанских раздолий». Для лирического героя даже самые живописные края не могут сравниться с Российскими просторами. Любовь в принципе ассоциируется у него с природой. В стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных» он описывает образ девушки с помощью таких метафор: «на закат ты розовый похожа», «зерна глаз твоих осыпались, завяли». То есть, свои чувства лирический герой отождествляет с природой. Во-вторых, в стихотворениях Есенина Родина имеет собственную цветовую гамму, выражающуюся в эпитетах. Наиболее частые оттенки — синий и золотой. «Отговорила роща золотая», или же из произведения "Русь": «синеют кругом небеса», «на подвесках из легкого золота // закачались лампадки небес». Так, образ родной природы в лирике Есенина устойчив, неизменен, переливается одними красками. В-третьих, в моменты отчаяния лирический герой поэта обращается именно к бескрайним просторам, мысленно возвращаясь в родные края, как, например, в стихотворении «Я усталым таким еще не был». Будучи в угнетенном состоянии, он говорит: «мне приснилось рязанское небо». Ощущая в себе «тихий свет и покой мертвеца», он всё равно верен Родине: «но и все ж отношусь я с поклоном» «к тем краям, где я рос под кленом». Предчувствуя скорый конец, он кричит птицам «в весенние дали»: «передайте, что я отскандалил, // пусть хоть ветер теперь начинает // под микитки дубасить рожь». Так, образ родной природы для лирического героя С. Есенина — ключевой, бессменный. Родина — отображение его чувств, спасение от отчаяния и самое дорогое, что у него есть. Обновлено: Опубликовал(а): Анастасия Пащенко Внимание! Спасибо за внимание.
|
|