|
Анализ рассказа А. П. Чехова «Гриша» (Чехов А. П.)Анализ рассказа А. П. Чехова «Гриша» Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Антуан де Сент-Экзюпери «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать», — эти строчки из сказки-притчи Антуана де Сент-Экзюпери перекликаются с рассказом А. П. Чехова «Гриша». Многие писатели как русской, так и зарубежной литературы отмечали, что мир, увиденный глазами ребенка, во многом отличается от мира взрослых. Об этом и рассказ Чехова. В произведении повествование ведется от лица двухлетнего мальчика Гриши, который на мир смотрит снизу вверх. Он очень хорошо знаком с предметами «нижнего» мира, поскольку исследован им детально: под кроватью лежит «кукла с отломанной рукой и барабан», за сундуком — «катушка из ниток, бумажки, коробка без крышки», на ковре пятно. Именно в своем мире он ищет тётю: «не раз заглядывал под кровать», за сундук и под диван», потому что другого мира он пока не знает. И вот Грише открывается новое пространство: улица со всеми её звуками, действиями, красками, запахами, различными персонажами. Гриша вышел на прогулку и попал словно в “новый мир”, перед ним такое множество “пап, мам, тёть”, что он не знает к кому подбежать. Всех встречающихся людей он сравнивает со своими родителями, на всё новое реагирует, подражая няне: если она не боится, то и ему не страшно. За один день мальчик открыл для себя много законов человеческого бытия. Он узнал, что люди не бегают за кошками, не берут у чужих нянь апельсины, не поднимают с земли стеклышки, а в гостях обнимаются, едят пироги и поют. Дома он рассказывает “маме, стенам, кровати”, где был и что видел, “не столько языком, сколько лицом и руками”. Я считаю, что автор иллюстрирует пробуждение сознания у главного героя, описав его внутренний мир и мысли. Мы видим, с каким удивлением, восторгом, недоумением открывает для себя Гриша мир взрослых. Писатель отчётливо показывает разницу между “детским” и “взрослым” мирами. Мир ребёнка наивен, чист, герой жаждет впечатлений, распахнут навстречу всему новому. В то время как взрослые реагируют на это абсолютно равнодушно, игнорируя внутренний мир ребёнка. Кажется, у Гриши есть всё, что нужно детям, но не чувствуется самого главного — понимания и любви родных. Даже сам мальчик так объясняет присутствие взрослых в его жизни: «няня и мама одевают, кормят и укладывают спать, для чего существует папа — неизвестно». Материнская нежность, ласка, забота неведомы малышу. Потому мама не может понять, что для малыша первая прогулка на улицу — это величайшее событие, которое наполнило его головушку впечатлениями, эмоциями, яркими картинками. И главный герой получает «от мамы ложку касторки». Вот такая ложка дёгтя в бочке мёда. Ирония Чехова заключается в маленькой, но многозначительной детали. Кажется, что доктор Чехов говорит: «А вот и первая пилюля реального мира. Добро пожаловать во взрослый мир». Хотя и детский мир привлекательнее для автора, но он нас возвращает в мир взрослых представлений. Мир не изменился, он тот же, изменились люди: повзрослели, поскучнели, перестали видеть красоту и чудо каждого дня. Таким образом, рассказ “Гриша” произвел на меня незабываемое впечатление. Было интересно читать и видеть мир глазами маленького мальчика. Я думаю, Антон Павлович Чехов дал каждому читателю попытку проникнуть в детскую душу и понять чувства ребёнка, попавшего в мир взрослых. Он просто заставил задуматься каждого: «А каков мой мир?». Обновлено: Опубликовал(а): Елена Галиева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|