|
Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому? По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)Подчас очень трудно бывает разобраться в мотивах тех или иных поступков, совершаемых людьми. Особенно же тяжело понять истоки человеческих чувств. Почему один любит другого, а тот равнодушен к нему? Почему привлекает женщину человек, совершенно не подходящий ей ни по уму, ни по способности чувствовать? Почему мужчина, достойный любви, вдруг оказывается отвергнутым? Попробуйте-ка ответить на эти вопросы! «Тайна сия велика есть», — сказано о любви ещё в Библии. Как же разгадать эту тайну? И как разгадать женщину, которая предпочла искренней, глубокой любви Чацкого притворство ничтожного Молчалина! Может быть, стоит внима. тельно присмотреться к этим людям. Чацкий провел детство и юность в Москве, вращаясь в кругу Фамусовых, Хлестовых, Тугоуховских. Он был влюблен в Софью; она, по-видимому, отвечала ему взаимностью. Они подтрунивали над родными и знакомыми, им хорошо было вместе, они понимали друг друга. Но Чацкий уехал и отсутствовал три года, в течение которых не изменился в главном: он остался умен, порядочен, горяч, искренен, так же «чувствителен и весел, и остер», как и раньше. Неизменным осталось и его чувство к Софье. Не случайно, увидев любимую, Чацкий падает к её ногам, с жаром целует ей руку: он так рад встрече с нею, так скучал вдали от неё. Движения его порывисты, глаза горят, руки тянутся обнять дорогого ему человека. А что же Софья? Холодна, сдержанна, неприступна. На все многословные признания Чацкого отвечает односложно, милые воспоминания о прошлом называет «ребячеством». Может быть, она несколько смущена столь бурным проявлением чувств, а может быть, не хочет простить Чацкому его внезапного отъезда три года назад? Нет, дело не в этом! Софья выдает себя сразу, как только Александр Андреевич ненароком упоминает о Молчалине, давая ему уничтожающую характеристику. «Не человек, змея!» — так реагирует Софья на слова Чацкого; правда, произносит она эту реплику «в сторону». Сразу же её настроение резко меняется, она готова защищать Молчалина, не останавливаясь ни перед чем. Почему же это происходит? Все очень просто: Софья любит Молчалина, любит искренне. Помните, когда Алексей Степанович падает с лошади, Софья теряет сознание от тревоги за любимого — это ли не доказательство! Но как Софья, девушка, несомненно, умная, могла полюбить Молчалина, это ничтожество? Поистине Молчалин какой-то «ворожбой умел к ней в сердце влезть». «Любовь слепа» — общеизвестная истина. А Пушкин, описывая состояние своей Татьяны перед встречей с Онегиным, сказал: «Душа ждала... кого-нибудь». Может быть, сердце, готовое любить, не разобралось, приняв желаемое за действительное? Может быть, Софья просто придумала себе Молчалина, наградив его теми качествами, которых у него и в помине нет? Софья росла без матери. Вместо нее была мадам Розье, которую сумел «принанять» папенька. Фамусов, видимо, не особо рьяно выполнял отцовские обязанности, и потому его дочь была предоставлена самой себе. Люди, окружавшие её, все эти дядюшки и тетушки, «тот черномазенький, на ножках журавлиных», «трое из бульварных лиц», владелец дома, который «зеленью раскрашен в виде рощи», недостойны уважения. Софья понимает это, она умна, в ней многое заложено, ведь не просто же так ее полюбил Чацкий. Что же произошло с нею? Неужели прав Фамусов, обвиняя во всем «Кузнецкий мост» и французские романы? Может быть, Софья, начитавшись их, создала в своей душе идеал и, словно костюм, примерила его на Молчалина. Тому же он практически пришелся впору, поскольку от него ничего особо и не требуется, кроме вздохов, молчания, пожатия руки и смиренно опущенных глаз, остальное дорисовывало воображение Софьи. А может быть, ей нужно любить именно такого человека, которым можно повелевать? Вспомните: на протяжении повествования она постоянно приказывает Лизе то позвать Молчалина, то отсылает его обратно. Разве Чацкий позволил бы кому-нибудь, даже любимой, так обращаться с собою! Самое страшное, что Софья абсолютно искренна в своем заблуждении. В третьем действии комедии происходит любопытный разговор между нею и Чацким. Последний решил притвориться; чтобы узнать правду, он начинает расспрашивать Софью о Молчалине и с ужасом видит, что она в своем ослеплении не способна понимать очевидных вещей. Всё то, что Софья считает достоинствами любимого ею человека, не только не является таковыми, но у каждого здравомыслящего человека вызывает совершенно противоположную реакцию. Поэтому Чацкий, выслушав Софью, приходит к выводу, что та не уважает Молчалина, не ставит его в грош и, наконец, не любит. Вслушайтесь в слова Софьи об Алексее Степановиче! Слащавый ханжа, лицемер, циник, медленно, но верно продвигающийся по служебной лестнице. Расчетливый человек, знающий, к кому и с какой стороны подойти, и благодаря этому сумевший завоевать доброе отношение к себе со стороны хозяина и его окружения. Одним словом, «жалчайшее созданье» — вот истинный портрет Молчалина. И всё же «с такими чувствами, с такой душой любим»! Любим, наверное, потому, что удобен. Как жить с Чацким, непредсказуемым, порывистым, Чацким, открыто говорящим правду, отказывающимся «прислуживаться», требующим от себя и от других постоянной работы ума и души! С Молчалиным спокойнее, его ум «семейство осчастливит». Софья, может быть, сама того не подозревая, слишком дочь своего отца. И не видит она лжи и обмана, потому что впитала их с детства: росла в мире фамусовской Москвы, стала его частью. Этот мир жестоко мстит Чацкому именно руками Софьи, вернее, её устами, которыми она провозглашает весть о его сумасшествии. Понятно, что Софья зла на Александра Андреевича за его резкие отзывы о Молчалине, но отомстить так! Знала, с какой радостью все воспримут эту новость, ведь она все объясняет, она всем по сердцу: что взять с сумасшедшего... Знала и всё-таки сделала! Но в конечном итоге именно Софья оказалась единственной проигравшей стороной, потому что случайно открыла для себя истинное лицо Молчалина и навсегда потеряла Чацкого. Конечно, можно сказать, что и Молчалин тоже проиграл, но вряд ли. Этот всегда сможет приспособиться, все начнет сначала и устроится-таки удобненько в любом обществе, в любое время. Поистине «Молчалины блаженствуют на свете!» Что же касается Чацкого, то хочется верить, что, несмотря на потрясение, пережитое им, в нем все-таки достанет сил не изменить себе, не потерять способности любить. Обновлено: Опубликовал(а): Chameleonette Shadows Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|