|
17.2 Как в романе Л. Н. Толстого «Война и Мир» раскрывается тема подлинной и мнимой красоты? Образ Ростовой, Болконской, Курагиной (ЕГЭ по литературе)В своих произведениях Л. Н. Толстой поднимает важнейшие проблемы человечества. Одной из тем, которой автор уделяет особенное внимание в романе-эпопее "Война и мир", является тема подлинной и мнимой красоты. Рассмотрим, как она раскрывается в произведении. Главной героиней романа-эпопеи является Наташа Ростова. В начале произведения она предстает тринадцатилетней девочкой, подвижной и бойкой, но не наделенной красивой внешностью. В её портрете автор подчеркивает непривлекательную деталь — "большой рот": “Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая”. Но для Л. Н. Толстого важна не внешность человека, а его душа — и именно поэтому Наташа является женским идеалом писателя. Вся сущность натуры героини — любовь. Она одарена музыкальным талантом и поэтическим восприятием мира, что проявляется в её диалоге с Соней в Отрадном. Она восхищается красотой лунной ночи, и её восторг воодушевляет разочаровавшегося в своих прежних идеалах Болконского. Она живет не умом, а сердцем, отдается каждому чувству без остатка — и иногда необдуманность поступков заставляет героиню принимать неправильные решения. Так, она предает князя Андрея и сбегает с Анатолем Курагиным. Но естественность, способность преодолеть жизненные трудности и учиться на своих ошибках отличает всех любимых героев Толстого. Особенно важна для автора близость Наташи с народом (Она "...умела понять всё то, что было... во всяком русском человеке...") и её искренний патриотизм, который проявляется в эпизоде, в котором она отдает подводы под раненных. Полный испытаний жизненный путь героини вознаграждается семейным счастьем в финале романа-эпопеи. Так, Л. Н. Толстой показывает не внешнюю, а внутреннюю, подлинную красоту Наташи Ростовой. Эта же тема раскрывается и через образ Марьи Болконской. Она всю жизнь прожила в родном имении под контролем строгого отца. Внешне героиня, как и Наташа, некрасива. В её портрете автор отмечает "некрасивое, слабое тело и худое лицо”, даже называет героиню "жалкой". Но особенно важна в ее образе одна деталь - большие и "лучистые" глаза, которые “освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным". В них отражается богатый духовный мир Марьи. Княжна сдержанна и рассудительна, умна и глубоко религиозна: она принимает у себя богомольцев и странников, терпя насмешки отца и брата. В ее характере есть и наследственная гордость, независимость. Как и все "любимые" герои Толстого, она развивается на протяжении всего романа-эпопеи, способна к самоанализу. Важна в этом образе и тяга Княжны к семейному счастью, которое виделось Толстому как цель существования человека. Она мечтает о детях и любящем муже: "Ребёнок представлялся ей у своей собственной груди". Ее мечты воплощаются в жизнь в браке с Николаем Ростовым, сумевшим угадать богатство ее души. Она счастлива в браке и восхищает мужа своим “вечным душевным напряжением, имеющим целью только нравственное добро детей”. Так, Марья Болконская, некрасивая внешне, привлекает прежде всего своей духовной чистотой и постоянным стремлением к добру. Тема "мнимой" красоты раскрывается прежде всего через образ Элен Курагиной. Она - одна из “застывших” героинь романа. Она поражает все высшее общество своей блистательной “античной красотой”. Элен умеет преподносить себя в свете, производя впечатление элегантной и умной женщины: в её салон "стекалась" вся интеллигенция Петербурга. Но за внешней красотой героини скрывается её внутренняя пустота. Толстой в её портрете постоянно упоминает одну деталь — её “однообразную”, “неизменяющуюся” улыбку, из-за которой Элен напоминает статую. Она олицетворяет такие пороки, как глупость, безнравственность и порочность. Элен любит только собственное тело: "... Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела...". Она нечестна в браке с Пьером и проводит время с другими влиятельными мужчинами, в поступках руководствуясь только собственными желаниями. В конце романа Элен умирает. Эта смерть — следствие её собственных интриг. Таким образом, тема подлинной и мнимой красоты в романе-эпопее Л. Н. Толстого раскрывается через женские образы Наташи Ростовой, Марьи Болконской и Элен Курагиной. Большинство положительных героев произведения не обладают привлекательной внешностью, так как для автора в первую очередь важны качества их души. Главные черты, которые отличают таких персонажей — это способность к нравственному развитию и самоанализу, патриотизм, близость к народу, стремление к любви и семейному счастью, справедливость и отзывчивость. В образах отрицательных героев, красивых внешне, автор отмечает неискренность, "притворность", отсутствие тяги к самосовершенствованию. Обновлено: Опубликовал(а): Милена Гуреева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|