|
Роман «Мастер и Маргарита» в восприятии читателей 21 века (Булгаков Михаил)Роман «Мастер и Маргарита» представляет собой классический пример произведения русской литературы первой половины двадцатого века. Булгаков писал этот роман более 10 лет, начав работу над ним в тысяча девятьсот двадцать восьмом году. Одновременно с написанием «Мастера и Маргариты» шла работа над пьесами и инсценировками, но данный роман был, в свою очередь, книгой, с которой Михаил Афанасьевич не в силах был расстаться. Это в какой-то степени роман — судьба, роман — завещание. Однако и сегодня исследователи — литературоведы затрудняются однозначно определить принадлежность шедевра Булгакова. Его смело можно отнести и к философскому, и к сатирическому роману, а также к роману-мифу. Без всякого сомнения, «Мастер и Маргарита» — один из популярнейших романов, к которым обращаются читатели двадцать первого века. В их восприятии это произведение, полное фантастики, местами переходящей в гротескные элементы, интересных героев со своей уникальной личной историей и жизненной позицией. В конце концов, для многих книга Булгакова — источник ответов на большое количество вопросов, в том числе и философского характера. На мой взгляд, роман «Мастер и Маргарита» будет весьма актуален в ближайшее столетие ввиду нескольких причин, которые непосредственно связаны с вкусовыми пристрастиями читателей нашего века. Следует начать с того, что композиция произведения — роман в романе. Она делит его на два периода — Московский период (Москва 30-х гг.), который заключает в себе основные «реальные» события и длится четыре дня, и Ершалаимский период (Ершалаим времён Иисуса Христа), являющийся своеобразной авторской интерпретацией религиозного сюжета и длящийся одни сутки месяца Нисана. Благодаря этому кто-то открывает книгу, чтобы погрузиться в не так далёкую от нас эпоху, а кто-то, например увлекающийся религией, — чтобы узнать, как автор видит данную библейскую ситуацию, и более детально погрузиться в здравые мысли, пронизывающие диалог между прокуратором Иудеи и Иешуа Га-Ноцри. Нельзя не отметить тот факт, что роман Михаила Афанасьевича Булгакова имеет большой успех отчасти из-за наличия мистических мотивов в нём, которые так популярны у современных людей. В частности, это наличие потустороннего мира, который наглядно проявился во время бала у сатаны, произошедшего на ул. Садовой 31. Также немало внимания у читателя привлекают фантастические герои, такие как сам дьявол Воланд и его свита (Фагот, Азазелло, кот Бегемот и ведьма Гелла), наводящие порядок в городе, выполняя грязную работу по наказанию порочных людей. Если хотя бы иметь в виду, что роман Булгакова имел несколько не совсем типичных для того времени названий («Евангелие от дьявола», «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом»), то сразу же появится желание его прочесть. Далее обязательно нужно сказать о значимости тематики и проблематики произведения, которая тоже обуславливает читательский интерес и оказывает определённое влияние на формирование оценочного мнения о нём. «Мастер и Маргарита» содержат в себе достаточно много сатиры. Автор с её помощью высмеивает человеческие пороки. На примере знакомства Воланда с московскими жителями он показывает, как много малодушия, безнравственности, алчности, жадности и меркантильности у этих людей бюрократизированного общества. Зависть и готовность к предательству ради решения «квартирного вопроса» и финансовых проблем многих превращают в тех, кто лишён нравственности и морали. Сцены в доме Грибоедова, магазине и театре Варьете тому подтверждение. Последняя в полной мере передаёт, как человек бывает духовно низок. Во время денежного дождя, вызванного Фаготом в одной из частей спектакля, все присутствующие начали давить друг друга с целью схватить бумажные купюры. Обличая пороки общества, Булгаков плавно переходит к размышлениям о проблеме творчества. К ней обращаются те, кто хочет узнать, через какие препятствия приходится проходить талантливому человеку. Непринятие трудов, насмешки, отказ в печати и нежелание издателей вникать в их суть — лишь малая часть того, что пришлось пройти Мастеру. И читатель благодаря автору понимает это, как никто другой. Проблема любви, раскрываемая на примере любовных отношений Маргариты и её возлюбленного, подойдёт для анализа тем людям, которые хотят понять природу истинной любви, проявляющейся в первую очередь в постоянной готовности следовать за любимым человеком куда угодно и быть с ним до конца. А философские проблемы (власти, трусости, предательства и многие другие) помогут человеку понять сущность этих явлений и исправить в себе все недостатки, связанные с ними, если они есть. В заключение следует отметить, что для большинства читающих это произведение является способом окунуться сразу в несколько сюжетных линий одновременно, которые тесным образом переплетаются между собой. Приключения Воланда и его свиты в Москве приводят к истории Мастера и Маргариты, которая впоследствии сводит всё к разрешению борьбы идей Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, когда сам Мастер дарит прокуратору свободу и прощает его. В разнообразии сюжета как раз таки и заключается ещё одно своеобразие романа. Таким образом, можно сделать вывод, что роман «Мастер и Маргарита», написанный Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, является бесценным сосредоточением философских размышлений, которые в состоянии перенаправить отношение человека к жизни в другую, более светлую сторону. Читателями двадцать первого века он воспринимается как неповторимое фантастическое произведение, затрагивающее большое количество аспектов бытия и помогающее не сходить с пути поиска смысла жизни. Далеко не каждый писатель способен уместить сатиру, философию и мистику в одной книге. Именно поэтому Булгаков отвёл так много времени на написание своего культового произведения. Обновлено: Опубликовал(а): Анонимный сочинитель Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|