|
Путь героя по повести Очарованный странник (Лесков Н С)В повести "Очарованный странник" Н. С. Лескова главным героем является Иван Северьянович Флягин. В нём автор передал русский национальный характер со всеми особенностями его менталитета. Так, в "Иване-Головане" одновременно уживаются такие противоположности, как: сила и смирение, дерзость и кротость, нежность и твёрдость. Это удивительно веротерпимый и стойкий человек, который может выжить в любых условиях. Как говорил об этом барин-поляк, нанявший Ивана Флягина в няньки к своей дочери: "Русский человек со всем справится". А потому и путь, которым следует главный герой несет в себе особый смысл. На первый взгляд кажется, что сюжет повести состоит из различных эпизодов жизни Ивана Северьяновича, композиционно не связанных друг с другом. Но это не так. Нелегкая жизнь Ивана Флягина была предначертана ему с самого рождения. Не зря ведь его называли "молитвенным сыном". Он уже "отмечен" Богом и в итоге должен вернуться к нему. Так, одиннадцатилетний сын кучера непреднамеренно лишил жизни монаха, встретившегося на дороге. С этого и начинается череда событий в жизни героя, которые испытывают его на прочность, веротерпимость. Чудом не разбившись, Иван Северьянович спасает графа с графиней от неминуемой гибели в пропасти. Это самоотверженный, смелый поступок, за который герой "вознагражден". Затем "Голован" защищает маленьких голубят и изрядно наказывает кошку графини, покушавшуюся на жизнь "мирных" созданий. Уже этот эпизод из жизни героя показывает его исключительно русскую веру в силу добра. Ведь голубь - символ мира и любви, а образ кошки нередко связан с темой "нечистой силы". Из-за этого "проступка" герой попадает в немилость к графу, и вскоре вынужден бежать из родного дома. Не менее значимым событием является встреча героя с боярином-поляком и воспитание его дочери. В этом эпизоде читатель может увидеть любовь и заботу, которую Иван Флягин проявляет, беспокоясь о девочке. Для сравнения стоит упомянуть, что о кровных детях от татарских женщин Иван Северьянович практически не заботился, да и своими не считал, так как те не были православными. После очередного побега от собственной крестьянской участи, по которой герою следовало бы вернуться к графу, он попадает в плен к татарам. Здесь он встречает очередное испытание. Иван Северьянович невыносимо тоскует по Родине, ничто в этой дикой пустыне не способно принести ему радость. И даже очарованность чужими нравами и обычаями не застилает ему глаза. Наоборот, Иван-Голован только отчаяннее борется с уготованной ему участью и снова сбегает. Очередным приметным событием в жизни Ивана Флягина является его знакомство с одним князем, у которого тот в дальнейшем работал. Также некоторое время спустя герой попадает под "магическое влияние от одной особы", цыганки Груши. Об этом событии нельзя судить односторонне, ведь изначально внимание к девушке было лишь проявлением страсти, которая относится к той же греховной природе, что и пьянство, преследовавшее Ивана Флягина. Однако герой вскоре побеждает эти страсти: "пьяного беса ...свёл", а вот чувство к "Грунюшке" превращается в нечто чистое, непорочное: "краса природы совершенство". А потому и факт убийства цыганки нужно рассматривать с разных точек зрения. По сути, лишение человека жизни - это вечный запрет Господа, его строжайшая заповедь. Но искренне верующий Иван Северьянович нарушает этот запрет, берет на себя грех убийства. И для чего же такие жертвы? Все ради любимой Груши. Герой избавляет ее от еще более тяжкого греха самоубийства и в дальнейшем старательно искупает свою вину. Одним из "поворотов" судьбы является участие Ивана Северьяновича в войне. Но даже там герой проявляет незаурядную отвагу, встречаясь с военными тяготами. Там его сопровождает Груша, ставшая ангелом, и оберегает его от смерти. В итоге герой отправляется в монастырь, где единственно находит успокоение собственной душе. Иван Северьянович Флягин смирился со своим греховным прошлым, обрел душевное равновесие и должен бы мирно доживать свой век в монастырской келье, но герой на вопрос о намерениях воевать отвечает: "Непременно-с: мне за народ помереть очень хочется". В этом и есть весь русский человек с его бездумностью и смекалкой, бесстрашием и наивностью, добротой и любовью. А сам путь Ивана Северьяновича - это путь праведного человека, преодолевающего греховные испытания и собственные страсти. Ведь, как говорил Омар Хайям: Кто битым жизнью был, тот большего добьётся. Пуд соли съевший, выше ценит мед. Кто слезы лил, тот искренней смеется. Кто умирал, тот знает, что живёт. Обновлено: Опубликовал(а): Мари Перска Внимание! Спасибо за внимание.
|
|