|
Есть ли в споре «отцов» и «детей» победители? (ЕГЭ по литературе)Написав роман «Отцы и дети», И. С. Тургенев уже в самом названии указал на конфликт поколений, благодаря смене которых происходит развитие любого общества. В основе композиции произведения лежит принцип антитезы, так как сюжет строится на столкновениях Базарова, относящегося к «детям» с другими героями, приверженцами «отцов». Рассмотрим, есть ли в этом споре победители. Центральный персонаж романа — Евгений Базаров — относится к типу «нового человека». Он — собирательный образ демократической молодёжи 1860х годов. Будучи нигилистом, главный герой отрицает искусство, красоту, чувства, не признаёт авторитетов и даёт всему рациональное объяснение. В начале произведения он твёрдо придерживается своих убеждений и считает, что России нужны перемены, что уклад жизни надо менять. Рано или поздно устоявшиеся ценности и убеждения необходимо подвергать оспариванию во благо развития мира. Относясь к поколению «детей», Базаров представляет собой активного деятеля (автор подчёркивает в его портрете такую деталь, как «красные руки») и хочет привести общество к прогрессу. Однако, Тургенев не во всём согласен со своим героем. Он даёт понять, что есть вещи, которые нельзя отрицать: искусство, природу, любовь. Неправильно не уважать заслуги и достижения прошлого, ведь это тоже огромный вклад в совершенствование мира. Тем самым подчёркивается узость нигилистических суждений. Также, автор считает, что ошибка Базарова в том, что он хочет внести изменения в общество быстро и резко, ведь такая Россия формировалась годами, а значит, нужно менять всё постепенно. Общество делает только первые шаги к чему-то новому, еще несовершенному. Нельзя просто «расчистить место» и надеяться на будущее поколение — что будет, если они не смогут построить ничего нового? Сумеет ли всё-таки Базаров и его сторонники победить «отцов»? Неоднозначно. Потому что, с одной стороны, автор изобразил такой эпизод, как дуэль Павла Петровича, антагониста главного героя, и Евгения Васильевича сатирически, подчеркнув её нелепость: нельзя заставить «детей» думать как «отцы», навязать им своё мнение, принципы и убеждения. Поэтому в представленной сцене показывается, что «отцы» проиграли, и настало время уступить место новому поколению. С другой же стороны, Тургенев опровергает теорию нигилизма, показывая развитие центрального персонажа в динамике: если в начале эпического произведения Базаров был твёрд в своих убеждениях, то после испытаний любовью и смертью он приходит к пересмотру ценностей. Именно перед лицом смерти герой впервые ощущает, что жизнь сложнее и многообразнее теорий и не всё подвластно объяснению. И вроде бы, он остаётся верен до конца своим принципам (за них, по сути, и умирает), но также понимает, что существует любовь, чувства и уже не может являться полноценным нигилистом. Таким образом, в итоге уходят из жизни оба персонажа — и Павел Петрович — представитель «прошлого века», и Евгений Васильевич — представитель «века нынешнего». Только Если Базаров уходит из жизни физически, то Кирсанов «высыхает» духовно. Это несколько символично — означает, что проблема «отцов» и «детей» будет вечна, в этой коллизии нет победителей. Непонимание между поколениями основано не на различии характеров, а на идейных расхождениях, и будущее поколение всегда будет вносить что-то новое. Обновлено: Опубликовал(а): Ева Полодухина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|