|
«Если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать» (Вольтер) (Сочинение на свободную тему)Религия всегда была неотъемлемой частью жизни общества, люди с древних времен пытались определить, какую роль она играет для каждого индивида по отдельности и общества в целом. Французский философ-просветитель XVIII века Вольтер в своем высказывании утверждает, что религия необходима обществу, и человек не может существовать без определенной системы взглядов, обусловленной верой в сверхъестественное, так как вера в это сверхъестественное является незаменимой частью общественной культуры. Автор поднимает проблему роли религии в жизни людей. Данная проблема является в наши дни важным дискуссионным пунктом в религиозной науке, так как процесс глобализации затронул и религиозную сферу. Какую же роль выполняет религия в обществе? Религия — один из древнейших институтов человеческого общества. Она связывает людей разной этнической принадлежности, рода деятельности, социального положения и образа мыслей. Эмиль Дюркгейм, французский социолог XIX в., один из основоположников социологии как науки, автор «Элементарных форм религиозной жизни», рассматривал религию как опыт власти коллектива, обладающей реальной силой, связывающей членов этого коллектива и обеспечивающей социальную солидарность. Он считал, что коллективное сознание — совокупность убеждений и настроений, знакомых рядовым членам общества, формирующие детерминированную систему — удерживает общество в состоянии единства. Дюркгейм описывал религию как нерациональный процесс, появляющийся в объективно наблюдаемой и коллективной форме, но переживаемый и устанавливаемый субъективно. В данном случае Дюркгейм раскрывает интегративную функцию, которую он считает универсальной, и которая заключается в объединении общества на основании общих верований и ритуалов, являясь единственной силой, сплачивающий социальную группу. Учение Дюркгейма служит подтверждением мысли Вольтера о том, что религия необходима обществу. Подход Дюркгейма к религии подразумевает, что повседневная жизнь людей одухотворяется верой, и священное становится объективной реальностью, приводя к социальной солидарности. Ф. М. Достоевский на протяжении всей своей жизни глубоко погружался в тему религии, поэтому во многих его романах описывается религия как способ нравственного очищения и высшая ценность. Примером, хорошо иллюстрирующим высокое значение религии в жизни человека, является его роман «Братья Карамазовы». Алёша Карамазов — воспитанник русского священника Зосимы — изображён высоконравственным истинно верующим человеком, который живёт, следуя религиозным принципам, и находит основные духовные ценности в христианстве. Религиозные теории Карла Маркса противоречат позиции Дюркгейма. В своей работе «К критике гегелевской философии права» Маркс дает образное определение религии как опиума для народа и излагает мысль о том, что в религии происходит отчуждение продуктов сознания человека. Он называет религию «вздохом угнетенной твари, духом бездушных порядков». В его определении уже заключается весь символический смысл того, как он представляет веру в сверхъестественное иллюзорным общественным продуктом. Он считал, что религия — это превратное мировоззрение и «бытие религии есть бытие несовершенства». То есть, согласно Марксу, религия выполняет компенсаторную функцию в силу того, что она является утешением для угнетенного народа, и она имеет свою силу только тогда, когда социальная система несовершенна, а общество нуждается в вере, чтобы компенсировать недостатки общественно-экономической жизни. Маркс также утверждал, что религиозное отражение действительности со временем исчезнет, когда общественные процессы будут находиться под контролем. И действительно, историческое развитие подтверждает предположение Маркса, так как в современности влияние религии на сознание масс ослабевает, и религиозность людей в обществе значительно снижается, согласно статистическим данным. То есть, в наше время религия уже не является таким необходимым социальным институтом, как утверждал Вольтер. Так, в период существования СССР, следуя идеям марксизма, организованная религиозная жизнь была ликвидирована, государственные партии активно поддерживали атеизм, как отрицающее религию мировоззрение. Немецкий социолог Макс Вебер, автор труда «Протестантская этика и дух капитализма», рассматривал религию как детерминанту общественного развития. В отличие от Маркса, для которого религия не играет первичной роли в социальном процессе, Вебер считал роль религии определяющей, так как религия является системой ценностей и смыслов, мотивирующих и оправдывающих поведение людей. Вебер утверждал, что представители разных социальных слоёв преследуют разные интересы, извлекаемые из религии, то есть народ удовлетворяет свои потребности, которые выражаются в самой разной нужде, обращаясь к религии. Например, для угнетенных религия выполняет компенсаторную функцию, для группы индивидов, в чьих руках заключена власть, религия выполняет легитимирующую функцию, а для других — психологическую функцию, детально исследованную Фрейдом. Подводя итоги моему эссе, можно сделать вывод, что позиция Вольтера находит отражение в теория Дюркгейма и Вебера, которые находят значение религии в укреплении социальной сплоченности и формировании социальных идеалов. Маркс же, наоборот, анализируя роль религии в жизни общества, приходит к тому, то со временем этот социальный институт утратит свою значимость в следствие усовершенствования социальной системы и создания условия для благополучной жизни, в которой религия не будет иметь первостепенное значения для удовлетворения потребностей людей. Обновлено: Опубликовал(а): варвара3 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|