|
Человек и сверхчеловек в «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)Наверное, каждый человек хоть раз в жизни задумывался о том, что значит быть великим. Смотрел на известных людей и искал в них то, что помогло им возвыситься над остальными. Этой теме и посвящен роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Родион Раскольников, главный герой, пытается найти свой путь самореализации, совершает для этого преступление, далее автор описывает переживания Раскольникова, его внутренний разлад. Но начну по порядку. Ещё учась в университете, Родион всех чуждался, постепенно однокурсники от него отвернулись, "был надменно горд и несообщителен". Некоторым казалось, что он смотрит на окружающих свысока, ставит себя выше и по развитию, и по знаниям, и по убеждениям. Поэтому его не любили. После ухода из университета он целые дни проводит в снимаемой комнате, крошечной клетушке жалкого вида. Он отделился от всех, как черепаха в свою скорлупу. До этого он усердно учился, теперь в этом не было смысла, так что он ничем не занимается. Но безделье изнуряет человека, постепенно к нему стали приходить всё более и более странные мысли. Погрузившись в историю человечества, ему на память пришли великие ученые, деятели прошлого. Его уставший от безделья ум начал лихорадочно искать причины такого успеха. Результатом стала теория, делящая людей на два разряда, ко второму и относились все необыкновенные. Раскольников решил, что причина их величия в том, что они не боялись заявить о себе, их не останавливали препятствия. И для того, чтобы выйти из колеи, необходимо быть преступником... Себя он, конечно, относит ко второму разряду, ставит наравне с Ньютоном, Кеплером, Солоном, Магометом, Наполеоном. Он не обращал внимание на то, что в этом списке есть как и великие помощники человечества, так и великих злодеи. Ему нужен было толчок, им стало убийство Алены Ивановны, старушки-процентщицы. Он долго думал, достаточно ли это великое дело, но других вариантов не было. Он осуществляет замысел, заодно убив и сводную сестру ростовщицы, не вовремя вернувшуюся домой. Вроде дело сделано, но самоощущение Раскольникова нисколько не повысилось. "Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался...". Также он в первое время заболел и лежал в горячке и бреду. Даже выздоровев, он не вернулся к внутреннему спокойствию. Боится разоблачения, сомневается в своем поступке, пытается убедить себя, что совесть спокойна. Но это не так, что показывает один из его снов, в котором он снова пытается убить старуху. Он совершенно опускается, превращается в забитое животное, стремится уйти от людей: "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". В конце концов, он устаёт жить в вечном страхе, понимает, что его всё равно раскроют, поэтому, под влиянием Сони, делает явку с повинной. Продолжительное время спустя он считает эту явку слабостью. Находясь в остроге, он видит сон, в котором был мир, построенный по его идее. Заразившиеся язвой люди считали идеальными и единственно верными только свои приговоры, научные выводы, нравственные убеждения и верования, поэтому не могли прийти к соглашению. На этом месте он понял нецелесообразность своего подхода. Хочу отметить, что в идее был непродуманный момент, касающийся людей, уверенных только в своих открытиях, убеждениях и т. п. Он говорил, что если бы Ньютон не смог стать известным иначе как с убийством одного, десяти, ста и так далее человек, то он должен был бы их устранить. Но когда-то за Аристотелем, описавшим геоцентрическую систему мира, пришёл Коперник и опроверг его. Какова вероятность что за Ньютоном не пришёл бы кто-нибудь другой и не опроверг бы его, так же убив десять, сто человек? Он смотрел на этих людей так, будто их дело уже закончено. Итак, я пришел к выводу, что основная мысль произведения в том, что нельзя самоутвердиться, совершая преступления. Дело не в наказании по закону (ему в романе отводится незначительная роль), а в преступлении через свою совесть. Такой поступок имеет губительное влияние на человека в нравственном плане, тот теряет человеческий облик, совесть убивает его сознание. Он не в ладу с окружающим, так как в конфликте с самим собой. Не просто так автор дал Родиону говорящую фамилию: после преступления в герое происходит внутренний раскол. Также важно то, что в восстановлении Раскольникова помогла Библия, он находит себя в религии. В первом сне автор отмечает, что Родя любил церковь, когда лошадь забивали, Миколке кричали, что в нём Христа нет. Точно также Родион потерял бога, но обрел его тогда, когда снова смог видеть в жизни хорошее (пусть и на каторге), осознал любовь к Соне, семье. Самореализовываться надо, творя добрые дела, через справедливость, любовь, самопожертвование. Обновлено: Опубликовал(а): Юлия Рекетова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|