|
Анализ стихотворения «О, вещая душа моя!..» (Тютчев Ф. И.)В стихотворении "О, вещая душа моя!. . " отразились основные черты лирики Ф. И. Тютчева. Среди них - философское понимание мира, размышления о месте человека во Вселенной, идея двойственности земного и божественного, а также обращение к библейскимантичным образам. Рассмотрим перечисленные черты более детально. В первой строфе поэт обращается к душе и сердцу и противопоставляет их с помощью анафоры ("О, вещая душа моя! // О сердце полное тревоги, - О, как ты бьешься на пороге. . . "). Метафоры "вещей души" и "сердцау, полного тревоги" означают, что душа - проявление устремленности человека к чему-то высокому, недосягаемому, даже божественному, а сердце - проявление земной жизни, полной переживаний. Автор рисует образы двух полярных миров, и эта двойственность трагична (об этом свидетельствует риторическое восклицание: " О, как ты бьешься на пороге // Как бы двойного бытия!. . "). Трагизм двоемирия усиливается во второй строфе: используя антитезу Тютчев описывает противоположные образы дня и ночи. День в стихотворении "О, вещая душа моя!. . " - время деятельности, житейских проблем, терзаний, поэтому он "болезненный и страстный". Ночь же - период, когда душа человека устремляется ввысь, к мечтам, к философским рассуждениям. Говоря о сне, автор использует эпитет "пророчески-неясный", подчеркивающий возвышенность человеческих мыслей в это время. Однако эти миры существуют в неразрывной связи ("ты жилица двух миров"), человек вынужден жить в них обоих. Из-за этого в душе лирического героя рождается грусть, безнадежность, что выражается в многоточии, которым заканчивается второе четверостишие ("Как откровение духов. . . "). В первых двух строфах мир земной и мир божественный существуют как равные друг другу. В третьей же строфе настроение лирического героя меняется: он готов вознестись к небесам, проникнуться возвышенным чувством. Земной мир отходит на второй план, это выражается в начале четверостишия: "Пускай страдальческую грудь // Волнуют страсти роковые". Слово "пускай" отражает равнодушие автора к низменной, обыденной человеческой жизни. Стремление к идеальному, высокому миру автор рисует с помощью библейских образов Иисуса Христа и Марии Магдалины: "Душа готова, как Мария, // К ногам Христа навек прильнуть". Мария Магдалина - женщина, удостоившаяся явления к ней Воскресшего Иисуса и ставшая святой. Ей удалось возвысится над земным миром и прикоснуться к божественному, поэтому для Тютчева она идеал, к которому должна стремится человеческая душа. Таким образом, в стихотворении "О, вещая душа моя. . . " ярко выражены основные черты лирики Тютчева. Тема душевный терзаний, неудовлетворенности реальным миром затронута во многих произведения поэта, в том числе и в данном стихотворении. Обновлено: Опубликовал(а): Эля Съёмщикова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|