Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Правда по пьесе «Горе от ума» (Грибоедов А. С.)

«Правда — это бомба, которая убивает двоих:

того, в кого её бросили, и того, кто её бросил»

Ф. Партюрье

С малых лет нас учат тому, что истину видеть всегда больно, но необходимо. Именно поэтому мы согласны с высказыванием французской журналистки и писательницы Франсузы Партюрье, которая говорит о том, что правда способна приносить страдания не только тем, кому её говорят, но и тому, кто её говорит.

Правда — это то, что соответствует реальному положению дел. Она всегда связана с силой и превосходством, поэтому именно такими качествами обладают честные люди.

Поистине правдолюбивым человеком можно назвать главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Александра Андреевича Чацкого.

Написанная в тысяча восемьсот двадцать четвертом году комедия нравов повествует о крушении российского ума, нравственности и морали, а также о появлении людей, обладающих новыми более прогрессивными взглядами на жизнь.

Барская Москва погрязла в невежестве, корыстолюбии и чинопочитании, и даже ложь стала настолько естественным явлением, что воспринимается с легкостью и похвалой: «Хоть честный человек, хоть нет, для нас ровнехонько, про всех готов обед…».

В противовес таким порядкам встает молодой, пылкий и остроумный Чацкий, ум которого напрямую связан с личной независимостью, свободой духа и чувства: «Он малый с головой, и славно пишет, переводит», с гражданским служением на пользу и развитию общества: «Он вольность хочет проповедать».

Он патриот и в будущем хочет увидеть идеальное российское общество: «И дым Отечества нам сладок!», «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья!», при этом желает служить только «делу, а не лицам»: «Служить бы рад – прислуживаться тошно», «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».

Эти качества обязывают его говорить только правду, пусть иногда обидную и жестокую, поэтому фамусовское общество боится и отвергает его критику, обличения и насмешки: «…желчь на всех излить готов», «Не человек – змея!».

Главной целью пребывания Чацкого в доме Фамусовых является, конечно, Софья, в которую он влюблен с детства. Но после долгой разлуки он терпит от неё одни холодности, пока, едко не задев Молчалина, задевает за живое и её: «Случалось ли, чтоб вы…добро о ком-нибудь сказали?». По мере развития действия Чацкий пытается понять, как она может полюбить человека с такой низкой душой, как Молчалин. В итоге оказывается, что Софья обманулась, придумав вместо ничтожного слуги-подхалима образ героя-любовника очередного сентиментального романа.

До других Чацкому дела нет. Даже к главе семейства, Фамусову, он обращается лишь из интереса о женитьбе: «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?». Но грубый рассказ о пользе раболепства задевает честь человека передовых взглядов, и отношения Чацкого и Фамусова становятся противостоянием века «нынешнего» и века «минувшего».

И Молчалина он замечает только из-за того, что он дорог Софье. Чацкий видит в нем не просто недостойного жениха, но и непосредственного человека, который способен существовать, только пресмыкаясь перед кем-либо: «Молчалин прежде был так глуп!… Жалчайшее созданье! Уж разве поумнел?», и оказывается совершенно прав, ведь тот обманывает Софью ради продвижения по карьерной лестнице.

А всё фамусовское общество видит в Чацком и ему подобных сумасшедших: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Их волнуют лишь ложные ценности, ограниченные состоянием, карьерой и успешным браком: «И золотой мешок, и метит в генералы».

Несогласный со всеми, пылкий и нетерпимый Чацкий старается открыть глаза барской Москве, но его убеждения, чувства и весь образ существования не может быть принят обществом старых порядков и взглядов, построенных на круговой поруке и лжи. Он морально раздавлен последствиями правды, которую нес же сам, разочарован и вынужден бежать из этой среды.

На рассмотренном примере мы доказали, что правда — необходимая и при этом опасная вещь, способная преподать урок, подорвать авторитет, а также разрушить жизнь даже тех, кто её придерживается.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.