|
В чём своеобразие любовной темы в лирике А. А. Блока? (Школьные сочинения)Тематические направления лирики у разных поэтов часто совпадают. Любовь, природа, патриотизм, жизнь и смерть это тот круг понятий, который всегда находил отражение в русской поэзии. Однако у каждого поэта та или иная тема получала своеобразное рас- крытие. Нет такого автора, который не писал бы о любви. Любовь в русской лирике удивительно многолика. Это и любовь-счастье, и любовь-страдание, и любовь-испытание. с момента, когда в по- этическом многоголосье зазвучал голос Александра Блока, любовная тема получила новое воплощение. Александр Александрович Блок представитель русского символизма. Основополагающей идеей данного литературного направления стало философское учение Владимира Соловьёва о Вечной Женственности. На рубеже XIX и XX веков писатели и поэты были всерьёз настроены преобразовать мир средствами литературы. Именно литература, в особенности поэзия, должна была стать духовным источником нового учения для людей. в творчестве Блока данное учение воплотилось в художественном образе Прекрасной Дамы, пришествия которой с нетерпением ждёт лирический герой. В его сознании данный образ представляется божественным идеалом. Поэт создал цикл стихотворений, который так и назвал «Стихи о Прекрасной Даме». В этом и заключается своеобразие раскрытия любовной темы у Блока. Предчувствую Тебя. Года проходят мимо Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, и молча жду, тоскуя и любя. Читателю, не посвящённому в эстетику символизма, может показаться, что Прекрасная Дама это женщина, в которую влюблён лирический герой. К тому же данный цикл стихотворений создавался во время отношений с будущей женой поэта Любовью Менделеевой. Однако очевиден символический подтекст этого художественного об- раза. Прекрасная Дама божество, которое должно сойти на землю и преобразить её. Приход Вечной Женственности — это обретение людьми новой веры, новых нравственных ориентиров. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне ни слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая Ты. Образ Прекрасной Дамы стал сквозным в творчестве Блока, в его трилогии «Вочеловечения». При этом он не оказался застывшим, а получил дальнейшее развитие. Сначала Прекрасная Дама превратилась в загадочную Незнакомку в цикле «Город», потом трансформировалась в образ Родины («О Русь моя! Жена моя!»), а затем оказалась принесённой в жертву ради обретения новой веры в поэме «Двенадцать» (смерть Катьки). Хотя сам Блок в поздних стихотворениях говорил, что Прекрасная Дама ушла от него навсегда («Ты отошла, и я в пустыне. . . », «Ты в поля отошла без возврата»), но, по мнению Корнея Чуковского, «она осталась при нём до последнего часа, порою оскорбляемая, порою хвалимая но вечно ощущаемая, как вестница счастья, как “воспоминание смутное”, как “предчувствие тайное”, как слишком светлая мысль о какой-то другой стране». Обновлено: Опубликовал(а): Островская Дария Внимание! Спасибо за внимание.
|
|