http://api.s-shot.ru/KEYPNOJ2Q9W2LHSBNRR/700x240/0/jpeg/?https://www.kritika24.ru/soch/img.php?id=117235met=3m=0http://api.s-shot.ru/KEYPNOJ2Q9W2LHSBNRR/700x240/0/jpeg/?https://www.kritika24.ru/soch/img.php?id=117235met=4m=0http://api.s-shot.ru/KEYPNOJ2Q9W2LHSBNRR/700x240/0/jpeg/?https://www.kritika24.ru/soch/img.php?id=117235met=5m=0http://api.s-shot.ru/KEYPNOJ2Q9W2LHSBNRR/700x240/0/jpeg/?https://www.kritika24.ru/soch/img.php?id=117235met=6m=0http://api.s-shot.ru/KEYPNOJ2Q9W2LHSBNRR/700x240/0/jpeg/?https://www.kritika24.ru/soch/img.php?id=117235met=7m=0http://api.s-shot.ru/KEYPNOJ2Q9W2LHSBNRR/700x240/0/jpeg/?https://www.kritika24.ru/soch/img.php?id=117235met=8m=0http://api.s-shot.ru/KEYPNOJ2Q9W2LHSBNRR/700x240/0/jpeg/?https://www.kritika24.ru/soch/img.php?id=117235met=9m=0http://api.s-shot.ru/KEYPNOJ2Q9W2LHSBNRR/700x240/0/jpeg/?https://www.kritika24.ru/soch/img.php?id=117235met=10m=0 |
Что страшнее для автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: помещичий деспотизм или добровольное холопство? (Некрасов Н. А.)
Поэтому не случайно творческое кредо поэта выразилось в следующей фразе: «Я лиру посвятил народу своему». Судьбе народа, проблеме народного счастья посвящено самое главное произведение Н. А. Некрасова, которое так и осталось незавершённым, — поэма «Кому на Руси жить хорошо». В основе сюжета поэмы лежит мотив странничества, позволяющий поэту решить важную задачу — Показать широкую панораму народной жизни. Автор мастерски использует приём полифонии, например, в главе «Сельская ярмонка», выделяя из многоголосой крестьянской толпы отдельные характеры. Так, читатель знакомится с Якимом Нагим, узнаёт о судьбе Ермилы Гирина, в главе «Пьяная ночь» слушает крестьянские песни и рассказы. Описывая различные крестьянские судьбы, автор хочет, чтобы мы задумались над вопросом: «Что страшнее: помещичий деспотизм или добровольное холопство?». Несмотря на то что действие происходит в пореформенной России, этот вопрос всё равно является актуальным. Рабскую психологию нельзя отметить освободительным манифестом, это процесс очень длительный и болезненный. Рабская психология, по мнению Н. А. Некрасова, уничтожила в человеке чувство собственного достоинства, лишила самостоятельного самосознания. Лишь когда у человека отнимают самое дорогое, он как будто просыпается «Исполненный сил». Так, верный холоп Яков решает наказать своего хозяина за то, что помещик отправляет племянника Якова в рекруты, чтобы самому жениться на его невесте Арине. Наказание заключается том, что холоп увозит помещика, который болен и не может ходить, в лес и на его глазах вешается. Такое решение Яков принимает потому, что не мыслит своей жизни без помещика, но и стерпеть обиду не может. Холопская верность сравнивается Некрасовым с собачьей:
Это значит, становясь рабом, человек лишается всего человеческого. главе «Последыш» рассказывается история про князя Утятина и мужика Агапа. Родственники старого князя просят крестьян изображать, что они крепостные, пока князь не умрёт. Крестьяне соглашаются. Но мужик Агап открыто смеётся над помещиком, называет его шутом гороховым:
Это произошло, когда Агап нёс бревно из господского леса и встретился с барином. Князь Утятин приказывает высечь Агапа. После происходит инсценировка наказания:
Причина смерти Агапа крестьянам неясна: может быть, от вина, а может быть, от стыда. Читатель понимает: это художественный приём, которым Некрасов показывает, что свобода — священный дар. Свобода не должна становиться предметом договора. Если человеку сначала дать свободу, а затем отобрать, он умрёт. Этими примерами Н. А. Некрасов убеждает нас, что добровольное холопство страшнее, чем деспотизм помещиков. С деспотизмом помещиков бороться проще, чем с рабской психологией. Власть помещиков можно ограничить. Упразднить холопское самосознание каким-то указом не получится. Мироощущение народа всегда отражалось в песнях. Поэт обращает внимание, что освобождённые крестьяне продолжают петь старые песни. Появление новых жизнеутверждающих песен для Н. А. Некрасова означает начало новой жизни, нового времени, когда народ почувствует себя свободным и счастливым: В рабстве спасённое Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! Сила народная, Сила могучая Совесть спокойная, Правда живучая! Обновлено: Опубликовал(а): Дария173 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|