Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




15. В чём заключается композиционное своеобразие стихотворения «Август» Б. Пастернака? 16. В каких произведениях звучат библейские мотивы и в чём их можно сопоставить со стихотворением «Август»? (ЕГЭ по литературе)

15.

Композиционное своеобразие предложенного для анализа стихотворения заключается в том, что в его центре стоит изображение сна. Этот сон соединяется с мотивами сна, смерти и слёз, за которыми следует пробуждение. Лирический герой просыпается от лучей солнца, проникших в его комнату, и обращает внимание на мокрую подушку, вспоминая при этом пророческий сон, приснившийся ему накануне Преображения Господня. В нём он умирает и прощается с друзьями и близкими, но смерть лирического субъекта является только физической, душа же продолжает жить: «То прежний голос мой провидческий / Звучал, не тронутый распадом».

Причём сам герой воспринимает происходящее как избавление от мук и страданий, переход в светлый мир. Лирический субъект умирает и воскресает, преображается, демонстрируя таким образом духовную победу над смертью. Так, композиционное своеобразие стихотворения обусловлено особой интерпретацией Пастернаком мотива сна: пробуждение от ночного сна в начале стихотворения меняется пробуждением от сна жизни, духовным преображением в его финальных строфах.

16.

Библейские мотивы звучат также в стихотворениях Б. Пастернака «Август» и «Гамлет» и А. С. Пушкина «Отцы пустынники и жёны непорочны…».

В своём тексте А. С. Пушкин обращается к молитве покаяния. Главная мысль заключается в том, что человек, пройдя через страдания и покаявшись в своих грехах, обретает благодать: «И дух смирения, терпения, любви/И целомудрия мне в сердце оживи». Лирический герой Пастернака приходит именно к такому состоянию внутреннего спокойствия, очистившись от мук и страданий. Стихотворения Пастернака «Август» и Пушкина приурочены к особым дням в христианском календаре: у Пушкина к «печальным дням Великого Поста», а у Пастернака к Преображению Господню. Главной фигурой, организующей человеческое бытие, для обоих поэтов является Бог. Лирический герой Пушкина молит его об обретении благодати: «Ц». В финале стихотворения «Август» утверждается мысль о духовном бессмертии человека: «То прежний голос мой провидческий/Звучал, не тронутый распадом…».

В стихотворении «Гамлет» Б. Пастернак воспроизводит библейскую фразу, с которой Иисус обращается к Богу: «Если только можно, Авва Отче/Чашу эту мимо пронеси». Лирический герой стоит на перепутье — бороться со злом или смириться с судьбой. Он решает противостоять миру «фарисейства» и борется с ним с помощью внутренней свободы. Лирический субъект стихотворения «Август» также обладает этими качествами, отмечая, что «казённая землемерша» никогда не сможет оценить его истинную духовную силу.

Стихотворения «Гамлет» и «Август» написаны от лица одного и того же героя — Юрия Живаго.

Вера в Бога даёт лирическому герою первого стихотворения надежду на бессмертие, в то время как лирический субъект второго текста уже умер во сне и переместился в вечный мир: «То прежний голос мой провидческий/Звучал, не тронутый распадом…».

Таким образом, А. С. Пушкин и Б. Пастернак обращаются к библейским мотивам, чтобы показать, что вера в Бога — это то, чем жив человек и то, что помогает ему преодолеть все испытания.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.