|
«Родом из детства» по произведениям русских писателей XIX века (ЕГЭ по литературе)Детство особая пора в жизни любого человека. Именно в это время формируются мировоззрение человека, его понимание добра и зла, закладываются основные жизненные ценности. Как правило, система жизненных ценностей заимствуется от старшего поколения, особенно если родитель обращается к ребёнку с наставлениями. В этом случае образ жизни, завещанный наставником, может даже приобретать гиперболизированные черты. Так, Молчалину, герою комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», отец завещал «угождать всем людям без изъятья», он же готов угождать даже «собаке дворника, чтоб ласкова была». «Завет отца» предопределил и формирование жизненных ценностей главного героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Отец наставлял сына, чтобы тот «берёг копейку», дружил только с теми, кто побогаче и может быть полезен, угождал учителям и начальникам. Павлуша хорошо усвоил наставление отца: он сумел стать любимцем учителей и, хотя способностей был средних, окончил обучение с похвальным листом. Всю свою энергию Чичиков направляет на достижение заветной цели богатства; на пути к ней он может переступить и через закон, и через моральные принципы. Например, Чичиков без зазрения совести пообещал жениться на дочери своего начальника, а получив желанное повышение, разорвал общение с этой семьёй. Вершиной его изобретательности становится афера с мёртвыми душами. Следует отметить, что отцовское наставление и медная полтина это единственные проявления родительской заботы. с самого детства Павлуша Чичиков вынужден был сам заботиться о собственных нуждах. Неудивительно, что, став взрослым, он оказался неспособным к сочувствию и состраданию. Отсутствие ласки и понимания считает главной причиной того, что он стал «нравственным калекой», и главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: "они там и умерли", подытоживает Печорин горький опыт своего детства. Учитывая тот факт, что именно детские впечатления человека во многом предопределяют его будущий характер и жизненный путь, писатели нередко вводят в свои произведения экскурс в прошлое героя. Например, в романе И. А. Гончарова «Обломов» глава «Сон Обломова» считается композиционным и философским центром. В начале этой главы писатель размышляет о влиянии природных факторов на формирование русского национального характера. В Обломовке, где родился Илья Ильич, нет ни возвышенностей, ни низин, даже гроза случается в ней в один и тот же день из года в год, что во многом объясняет душевное спокойствие местных жителей. Кроме того, обитатели Обломовки осознанно оберегают своё идиллическое существование: не выписывают газет, с опаской открывают письма и даже отказываются от строительства дороги, чтобы оградить свой уютный мирок от возможного вмешательства внешних сил. И повзрослевший Илья Ильич превыше всего ценит душевное спокойствие и незыблемость привычного ему образа жизни. В результате Обломов не привык прикладывать уси- лия, и в своей взрослой жизни он всегда находит оправдания своей лености. В идиллическом мире Обломовки сформировались и такие привлекательные черты характера героя, как мягкость и незлобивость, почти детская душевная чистота. Однако именно эти особенности личности во многом обусловили неприспособленность Обломова к жизни деятельной. Так, когда Илья Ильич отправился на службу в Петербург, ему казалось, что сослуживцы это большая семья, а начальник похож на заботливого и понимающего родителя. Когда же его иллюзии разбились о реальность, он предпочёл не вживаться в новые условия, а просто оставил службу. Наивность Обломова базируется на его трепетном отношении к сказкам. Полюбив их ещё будучи впечатлительным ребёнком, он и взрослым человеком порой тосковал оттого, что жизнь Это не сказка и ничего не делается «по щучьему веленью». То, что именно воспитание формирует характер человека, подтверждается и экскурсом в детство «молочного брата» Обломова — Андрея Штольца. Проведя детские годы в той же идиллической Обломовке, он вырос антиподом своего друга, человеком, который видит смысл существования в труде. Его образ жизни складывается под влиянием отца, немецкого бюргера, рано начавшего приучать сына к ответственности и самостоятельности, поручая ему сначала мелкие, а затем всё более значительные дела. Мать же Андрюши, русская дворянка, презирала практическое Воспитание, мечтала вырастить сына барчуком, шила ему кружевные воротнички и манишки, читала стихи и учила понимать музыку. Её усилия не пропали даром: Штольц, кажущийся суховатым и предельно рациональным, слушая пение Ольги, чувствует, как в душе его воскресают воспоминания о мире матери и ощущение счастья. Примечательно, что влияние системы ценностей родителей обнаруживается в характере повзрослевшего героя даже в том случае, если те, казалось бы, и не занимались воспитанием своего отпрыска. Так, главный герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» признаёт, что рос недорослем, радуясь, что его «ментор» гораздо больше интересуется водкой и девицами, чем образованием своего ученика. Отец Петруши Гринёва даже вынужден был признать, что они с матерью не сумели воспитать сына порядочным человеком. Тем не менее пример отца, превыше всего в человеке ценившего честь, не мог не оказать влияние на сына. и в самые трагические моменты судьбы Петруша Гринёв остаётся верным своему слову. Так, он отказывается присягать на верность Пугачёву, потому что уже давал присягу государыне, хотя понимает, что за неповиновение будет казнён. Важно, что он старается быть честным и в бытовых ситуациях. Например, ему важно выплатить долг Зурину, чтобы остаться честным прежде всего перед самим собой, сдержать данное им слово. Ещё один важный урок, полученный Петрушей от родителей, От- ношение к крепостным. Конечно, Гринёв-старший, рассерженный тем, что Савельич не сообщил им о дуэли своего подопечного, может даже обругать старика. Однако родители Петруши незамедлительно реагируют на жалобы дворовых девок о распутстве месье Бопре. Обновлено: Опубликовал(а): Островская Дария Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|