Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




А есть ли настоящая жизнь в «Ионыче»? (Чехов А. П.)

Живёт ли хоть один из героев рассказа «Ионыч» заветной «настоящей жизнью»? Отвечая на этот вопрос, мы неизменно столкнёмся с необходимостью выразить как позицию автора, так и мнение самих героев рассказа. Но обратимся к ключевому понятию: «настоящая жизнь». Что же это такое? Мнение автора здесь определить довольно трудно, однако, судя по историям из цикла «О любви» и общей концепции «футлярной жизни», можно предположить, что, по мнению Чехова, настоящая жизнь — это особенное состояние, когда человек способен ясно мыслить, не боится выражать свои чувства, полностью открыт для внешнего мира и наслаждается им.

Что касается персонажей: их понимание «настоящей жизни» не слишком отличается от авторского, однако далеко не каждый герой задаётся этим важным вопросом. Теперь, разобравшись с терминологией, перейдём к поиску эпизодов, в которых может скрываться та самая «настоящая жизнь».

Сразу вспоминается путешествие Дмитрия Ионыча Старцева на кладбище. Подробное описание пейзажа, мыслей героя и его чувств не даёт читателю повода сомневаться в значимости и исключительности происходящего. Но с первых строк мы убеждаемся, что даже «мир, где так хорош и мягок лунный свет… где нет жизни… но в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную» не является олицетворением «настоящей жизни» для Старцева. Неслучайное упоминание пары лошадей, которая «у него уже была», кучера, звука шагов, что «раздавались так резко и некстати», говорит о том, что Старцеву чужд этот дивный подлунный мир, полный мечтаний и светлых чувств. Иными словами, Дмитрий Ионыч просто не способен жить «настоящей жизнью», какой её понимает автор.

Но, прежде чем делать окончательные выводы, обратимся к сюжету рассказа и его ключевым персонажам. Так, вспомним о Екатерине Ивановне, которая выросла в скучном городке С. и мечтала об учёбе в консерватории и реализации своего мнимого музыкального таланта. Вероятно, жизнь в столице представлялась ей идеальной, нестоящей жизнью. Ради исполнения мечты Екатерина Ивановна готова была отвергнуть влюблённого в неё Старцева. Но пожить «по-настоящему» героине так и не удалось, поскольку вернулась она из Москвы всё такая же потерянная и грустная. В её жизни произошла переоценка ценностей и теперь «Котик» уже мечтала о взаимной любви («Я все эти дни думала о вас», «Я волнуюсь, а вы не обращаете внимания», «Мне казалось, что мы будем говорить с вами без умолку, до утра» — слова Екатерины Ивановны). Но и этим мечтам не суждено осуществиться, из-за чего становится невозможна и настоящая, счастливая жизнь для Екатерины Ивановны. В конце рассказа перед нами предстаёт образ постаревшей, больной и одинокой женщины, разочаровавшейся в жизни.

Так есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»? Автор убеждает нас в том, что вместо неё у героев присутствует лишь «обещание жизни», неясные образы, призраки настоящих чувств и эмоций. Сами герои понимают, что для них дорога к истинной, неподдельной, чувственной жизни закрыта навсегда. И нельзя сказать, что в этом виновато общество. Напротив, размышляя над характерами персонажей, мы понимаем, что, скорее всего они сами и являются причиной своих несчастий. Таким людям, как Туркины или Старцев вряд ли когда-нибудь удастся почувствовать «настоящую жизнь».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.