|
Анализ стихотворения «Сияла ночь...» (Фет А. А.)Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» навеяно поэту пением Т. А. Кузминской; среди песен, которые она исполняла, был и знаменитый романс Глинки на пушкинские слова. Тот же трехчастный лирический сюжет: встреча любви – разлука – снова встреча. Возлюбленная в фетовском стихотворении – также средоточие всей жизни лирического героя, но образ возлюбленной реален, и встреча их реальна. Предельно четко конкретизирован хронотопический уровень текста. Первая встреча – ночью в гостиной, причем гостиной лирическое пространство здесь не замыкается, оно расширяется в бесконечность природного мира благодаря световому семантическому полю: в первых двух строках троекратное усиление света: Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. В отличие от пушкинского стихотворения, где центральное место в художественном мире занимает боготворимый лирическим героем образ возлюбленной, у Фета лирический герой более сосредоточен на выражении своих чувств. Примечательная деталь. Синтаксическая конструкция «ты пела…, что…» (начало второй строфы) предполагает сообщение о содержании песни (изъяснительное придаточное: пела о том, что…), однако после союза «что» излагается не содержание песни; это, скорее, эмоциональное восприятие лирическим героем песни и образа исполнительницы, передача собственных чувств. Песня лирической героини оказывается способом для героя услышать свое сердце и рассказать о его воскрешении. Причинно-следственные связи пушкинской истории здесь меняются. Жизнь «томительна и скучна», потому что нет возлюбленной. Встреча после долгой разлуки – это новое ощущение любви. Встреча происходит в «тиши ночной», в которой лирический герой слышит ее голос, отчего лирический эпизод обретает особую эмоциональную напряженность: в ночной тишине звучит только один голос, и только этот голос есть жизнь. Встреча подарила лирическому герою осознание того, что она – единственная, и только она может дать ему полнокровное ощущение, переживание любви (конкретная единственная женщина, а не обобщенный идеальный образ). Сюжетная логика такова. «Хотелось жить» именно потому, что рядом любовь (вторая строфа), и когда любовь рядом (четвертая строфа) жизнь наполняется смыслом любви и бесконечностью любви. Чувство любви, обретенное после разлуки, – это выстраданное, прочувствованное через боль счастье быть с другим человеком; это обретение через страдание. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Кладова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|