|
Вы здесь: Критика24.ру › Фет А. А.
Анализ стихотворения «Ещё весны душистой нега…» (Фет А. А.)Стихотворение «Ещё весны душистой нега…» ярко демонстрирует одну из главных особенностей фетовской лирики — переплетение жизни природы и движения человеческих чувств. Художественный мир стихотворения включает в себя два плана, однако движение внутри них происходит несколько разнонаправленно. Первый план художественного мира стихотворения открывает перед нами особый, не всегда замечаемый в обычной жизни миг состояния природы.
Движение к возрожденью создается и на ритмическом, и на звуковом уровнях. В третьем пятистишии уменьшается количество холодного [о], больше используется широкое, тёплое [а]. В первых двух пятистишиях значительно больше, чем в третьем, сонорных [л], [м], [н], плавно, мелодично создающих ощущение сонливости природы. Последнее пятистишие значительно легче в ритмическом плане: пиррихии — в каждой строке (на предыдущие 10 строк их всего 6). В стихотворении очень тонко запечатлен лишь миг из жизни природы, переходный миг, за которым всегда наступает возрожденье. Динамику развития лирического сюжета обобщенно представим так: 1 — холодная, морозная атмосфера (однако уже здесь троекратное «ещё» заключает в себе ожидание перемен), 2 — полужизнь природы («запеть не смеет»; тусклый свет солнца), 3 — уверенность в пробуждении природы; происходит движение от не-жизни к жизни. Однако при чтении стихотворения такого безусловного ощущения не создается. Второй план художественного мира стихотворения окрашен в несколько иные эмоциональные тона. На художественное изображение природы в каждом пятистишии накладывается собственное эмоциональное состояние лирического героя. 1 — «замороженность» чувств, 2 — получувство, скованное внутренним холодом, 3 — предвкушение оживления чувств, однако уверенности в этом «возрождении» сердца нет; остается некая тоска от мысли, что живые чувства пройдут мимо сердца (заметим: журавли пролетные, глазами провожая, и это единственные слова, заключающие в себе глагольную сему движения; глагол стоит статичен; у двух других глаголов греет, запеть значение активного действия нейтрализуется контекстом — «едва лишь греет», «не смеет запеть»). На ритмическом уровне обилие пиррихиев в третьем пятистишии имеет двойной смысл: «воздушность» звучания рождает и ощущение призрачности движения, эфемерности пробуждения человеческих сердец. Возможно, стихотворение и автобиографично: в 1854 году (год написания стихотворения) Фет, переживая уход из жизни горячо любимой им Марии Лазич, ещё не обрёл новую любовь. Как-то он записал: «Идеальный мир мой разрушен давно». Однако автобиографическим смыслом стихотворение, безусловно, не исчерпывается. Оно — не только о природе в её особом состоянии перехода от зимы к весне, но и о любящих человеческих сердцах, которые ещё скованны холодом, не открыты друг другу. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Кладова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|