|
Вы здесь: Критика24.ру › Пушкин А. С.
Анализ стихотворения «Погасло дневное светило...» пример (Пушкин А. С.)Это стихотворение открывает собой новый, «романтический» период творчества Пушкина. Романтическая концепция человека исходит из представления о его единственности, изолированности, вырванности из всех земных связей. В центре пушкинского стихотворения – поэтическое "я". При этом происходит соприкосновение, духовное со-единение этого "я" с бескрайней, «властной» морской стихией, свободной от мелких людских страстей, от бессмысленной, честолюбивой суеты человеческого общества. Основу лирического сюжета составляет эмоционально-чувственная атмосфера, окружавшая и окружающая лирического героя. Поэтому и природа, безусловно, несущая в тексте большую идейную нагрузку, воспринимается нами сквозь призму мироощущения лирического героя. Все действия, которые природа объективно совершает сама, укладываются в две строчки: Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Дальше природа действует лишь в субъективном мире лирического героя, в его сознании, по его желанию. Даже «земли полуденной волшебные края», которые ясно видит (точнее, представляет) лирический герой, рисуются именно в его сознании, их видит именно он – романтический герой. Их никогда не увидит натура неромантическая. В художественном пространстве стихотворения они — в значительном отдалении, без конкретизации географического местоположения. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан… Эти строки, трижды повторяющиеся в стихотворении, становятся семантическим и эмоциональным фокусом текста. Глаголы повелительного наклонения заставляют стих звучать энергично, а соединяя легкие строки, насыщенные пиррихиями, создают неровный, пульсирующий ритм. Кроме того, у Пушкина нет деления на строфы, поэтому и стихотворение воспринимается как единый смысловой и звуковой поток — поток душевных размышлений, переживаний лирического героя и поток, имитирующий беспрерывный блеск волн, набегающих одна на другую. Мы не ощущаем в художественном поле стихотворения ограниченности пространства: оно — весь мир; мы не чувствуем течения времени — вырванность из цепи событий земной жизни ставит лирического героя вне времени. Мы лишь знаем, что повествование начинается, когда «погасло дневное светило». Это обусловливает и цветовой тон произведения. Краски поэтической палитры довольно скупы, темны и туманны: На море синее вечерний пал туман… Туманной родины моей… (хотя определение «туманная» здесь имеет не только световую семантику). Темным краскам аккомпанирует и эмоциональный тон эпитетов «угрюмый» океан, «томительный» обман, «обманчивые» моря, сердце «хладное». Однако в прошлом было и светлое: вспоминается не только то, «чем страдал», но и то, что «сердцу мило»; вспоминается «легкокрылая радость» и «музы нежные». Было время, когда «пламенем страстей Впервые чувства разгорались», — время жизни, насыщенной, полной, многогранной. И это очень дорогой для лирического героя духовный опыт. Однако «искателя новых приключений» манят «волшебные края»; его эмоциональному состоянию созвучен шум грандиозной, свободной морской стихии. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Кладова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|