|
Читая роман Булгакова «Мастер и Маргарита» (Литература XX века)Читая роман Булгакова «Мастер и Маргарита», я не перестаю восхищаться писательским талантом Михаила Афанасьевича Булгакова. Произведение поражает меня множеством затрагиваемых тем: в романе ставятся вопросы добра и зла, милосердия, жертвенности, выбора, свободы, судьбы художника и искусства, народа и власти, веры и безверия. Каждой из этих тем автор уделил внимание и выделил место. Меня особенно увлекает тема нравственности в романе «Мастер и Маргарита». Булгаков показывает, что «бесовское» начало живет в каждом человеке. Зависть, карьеризм, умение устроиться, ненависть к талантливым людям, взяточничество, честолюбие, доносы, чревоугодие, ревность, - все эти пороки в той или иной мере присутствуют в обычных людях, описанных на страницах книги. Массовый гипноз показал в каждом его истинное «я» - человека алчного, грубого, с низкопробным вкусом, любителя хлеба и зрелищ. По задумке автора, сатана приходит в наш мир для восстановления справедливости. Об этом говорит эпиграф «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Бог показан Булгаковым как абсолютное добро, символ всепрощения. Воланд считает, что не существует белого без черного, добра без зла и что все познается в сравнении. «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей». Поэтому роль справедливого судьи приходится брать на себя Воланду. И он смело вершит этот суд, не испытывая ни капли жалости к каждому, кто, по его мнению, заслуживает кары. Он является великим разоблачителем людей, их дурных привычек и характеров, лжи и ничтожества. Но всему низкому и порочному в романе противопоставляется большое и светлое чувство. И делает это автор через образ Маргариты. В ней сочетаются бескорыстность, мужество и искренность. Ведь ради своей любви к Мастеру Маргарита согласилась прийти на бал сатаны. Она готова была пожертвовать большим, если бы потребовалось. Воланд признает душевную красоту Маргариты и оценивает ее по достоинству, предлагаю взамен за оказанную услугу выполнить любую ее просьбу. И Маргарита просит его о воссоединении с возлюбленным. Мастерство Булгакова как писателя поражает меня не только мыслями и идеями, но и тем, как он обращается с русским языком. Читая роман «Мастер и Маргарита», я будто переношусь в Москву 1920-х годов, как будто сам сижу на скамейке рядом с Воландом. Так точно и живо он передает пейзажи и образы героев. Благодаря его владению словом мистические и сказочные события, описанные в романе, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся и вполне обыкновенное. Булгаков так тонко подмечает мельчайшие детали и так ловко вписывает их в свое произведение, что не остается никаких сомнений в том, что все это происходило на самом деле. Особенно запомнился мне эпизод с Понтием Пилатом и Иешуа, когда заключенный сказал Пилату про собаку. «- Как ты узнал, что я хотел позвать собаку? - Это очень просто, - ответил арестант по-латыни, - ты водил рукой по воздуху, - арестант повторил жест Пилата, - как будто хотел погладить, и губы…» Этот нюанс – один из примеров таланта Булгакова как писателя. Несомненно, «Мастер и Маргарита» - одно из моих любимых произведений, которое я обязательно прочту еще раз. Обновлено: Опубликовал(а): Елена Захарова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|