|
Город, «горькой любовью любимый», в лирике Ахматовой — образ Петербурга в лирике Ахматовой (ЕГЭ по литературе)Судьба А. А. Ахматовой неразрывно связана с Петербургом. Этот город, «горькой любовью любимый», предстает не только как воплощение необычайной красоты, но и как вдохновитель творчества, верный друг, герой стихотворений, свидетель и участник жизни поэтессы. Ахматовский Петербург — это сгусток исторических и литературных реминисценций, на который накладывается её личная судьба: Между автором и столицей существует неразрывная личная, духовная связь, которая прослеживается во многих её произведениях. Стихотворение «Был блаженной моей колыбелью…» раскрывает особенности «петербуржской» темы в творчестве Ахматовой. Как почти во всех произведениях, посвященных столице, образ города перекликается с личными переживаниями лирической героини. Для нее он был «торжественной брачной постелью», там ей «впервые предстал… жених». Но общее настроение произведения — мрачное, а Петербург, «строгий, спокойный, туманный», предстает «городом у грозной реки». Столица разделяет с лирической героиней не только радостные, но и грустные минуты жизни, становится напоминанием о трагических событиях. Здесь Ахматова обрела любовь, здесь же испытала первые «пытки любви» — именно поэтому образ города омрачается «горечью». И тем не менее, связь поэта с Петербургом неразрывна: Солеею молений моих Был ты, строгий, спокойный, туманный. Многоликая столица предстает и в небольшом цикле Ахматовой «Стихи о Петербурге». Первая часть описывает облик города, каким его видит лирическое «я» поэта. Возникают узнаваемые образы — прекрасный Исаакиевский собор и величественный Медный всадник. Но Ахматова обращает внимание и на Петербург суровый, фабричный, окраенный, которым «недоволен» его творец: Ветер душный и суровый С чёрных труб сметает гарь… Ах! своей столицей новой Недоволен государь. Второе стихотворение цикла относится к интимной лирике. В нем Петербург предстаёт «сокровищницей любовной памяти». Воспоминания, нежные чувства, дорогие для Ахматовой моменты неразрывно связаны с городом, и потому находятся «вне» времени: Что мне долгие года! Ведь под аркой на Галерной Наши тени навсегда. В конце стихотворения образ столицы вновь омрачается: появляется «темноводная» Нева, «улыбка холодная» императора Петра, что опять же связано с «утолённой» любовью лирической героини. Так, даже внутри одного произведения Петербург меняет свои ипостаси. Но в художественном мире Ахматовой все они мирно сосуществуют, и каждая из них равно дорога поэту. Таким образом, Петербург, «горькой любовью любимый», и переживания лирической героини Ахматовой находятся в неразрывном единстве. Воспоминания о счастливых минутах любви непременно перекликаются с образом глубоко любимого, великого, многоликого города. Обновлено: Опубликовал(а): Милена Гуреева Внимание! Спасибо за внимание.
|
|