|
Литературные приёмы в прозе В. М. Гаршина, отражающие внутреннее состояние главных героев (Школьные сочинения)Главных героев в предложенных рассказах объединяют не только внешние обстоятельства, сопряжённые со смертью, но и внутренняя готовность к ней. Протяжение «Четырёх дней» для рассказчика имели условное обозначение времени, так как он в редкие минуты сознательной деятельности не мог определить источники звука, света, боли. В самой речи часто отсутствуют точные определения, всё передаётся через сравнения, приближенные описания и метафорические иносказания («что-то острое и быстрое, как молния, пронизывает все мое тело от колен к груди и голове. . . »), условное восприятие мира «остранено» близостью смерти, буквально близостью разлагающегося трупа. И, хотя герой выживает, его до самого спасения не покидает ощущение неумолимой трагичной неизбежности. Особенно характерно для прозы Гаршина использование предметной символики: фляга с водой как живая, целящая вода, а в других двух рассказах — сам «красный цветок» как олицетворение мирского зла; военная шинель рассказчика производит на его семью впечатление близкого присутствия войны во плоти. Блуждая на грани здравого смысла и безумия, больной психиатрической лечебницы способен трезво оценить ситуацию лишь частично, потому что наполовину он уже принадлежит миру смерти и вечного забытья. Поэтому отстраняется от своего тела, имени, жизни, перемещая себя в область вне времени и пространства, а затем приносит себя в жертву во имя спасения мира. И здесь автор использует знаковые сравнения, они же устойчивые образные сочетания: «когда свежие, росистые листья коснулись его тела, он побледнел как смерть». Тема мира и войны выразительнее раскрывается в рассказе «Трус», на протяжении которого пацифистские настроения рассказчика сменяются внутренней победой долга перед страной и людьми. Если любовь Кузьмы к Марье Петровне даёт надежду на счастливую жизнь, то его смерть по воле слепого случая рвёт последние связи героя с прежним миром. Записки обретают обрывочный характер и герой постепенно меняет свой взгляд на вещи, отстраняется от них. Он, как и остальные герои рассмотренных рассказов, готовит себя к смерти: меняется его речь, образ мыслей. Числа убитых и раненых, ранее так пугавшие его и представлявшиеся горами трупов, больше не имеют никакого значения. В последней сцене шальная пуля, верная спутница войны, тоже по воле случая лишает людей жизней. Взгляду героя предстаёт последняя картина – «огромное чёрное отверстие», оно в точности передаёт душевное состояние главного героя. Богатый образными и стилистическими приёмами язык Гаршина создаёт ощущение присутствия смерти над самим читателем и проецирует на него внутренние переживания героев. Этими приёмами автор достигает наибольшего вовлечения в текст, создавая условное и в то же время реальное пространство для восприятия. Обновлено: Опубликовал(а): aaika Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|