Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Джекил и Хайд по Р. Л. Стивенсону (Литература XIX века)

Высшая мудрость — различать добро и зло, — это изречение приписывается античному философу Сократу.

В повести Стивенсона «Странная история доктора Джекила и м-ра Хайда» герой стремится не только различить, но даже отделить дурное от доброго внутри себя.

Я считаю, что Джекилу не стоило разделять свою природу с помощью химии, ведь любые попытки такого рода не приводят к положительным результатам (можно вспомнить другие литературные примеры, когда учёный вмешивается в природу существ, например, в произведении Булгакова «Собачье сердце» герой — "преобразившаяся" с помощью пересадки гипофиза и семенников пьяницы собака).

Кто-то, пожалуй, решит иначе: д-ру Джекилу стоило разделять свою природу, потому что он стремился избавиться от всего дурного и думал, что это дурное станет жить отдельно от всего положительного в нем. Эта идея на первый взгляд покажется хорошей: как было бы здорово избавиться от плохого, негативного и злого, что есть в человеке!

Какая была идея у Джекила?

Он преследовал идею улучшения личности путём химических процессов. Отделение дурного от хорошего действительно произошло, но одна сторона личности не могла существовать без другой: положительная часть личности отдыхала в отрицательной, радуясь, что сама-то ничего плохого не совершает; а безнравственная часть личности, сначала равнодушная к положительной стороне личности доктора, впоследствии начинает использовать ее, чтобы скрываться от правосудия.

В результате сильная, но негодяйская, сторона личности доктора всецело завладевает его природой, и он не может "вернуться" в Джекила без употребления специального порошка.

Д-р Джекил загубил свою жизнь: отделяя свою нравственность от безнравственности, он вынужден был скрываться от людей (от своих слуг и друзей), ведь

он оказался зависимым от изготовленной им смеси, его природа изменилась, и он трансформировался в негодяя, и ему все труднее было вернуть свой облик.

Хайд, в которого превращался Джекил, был отвратителен и чудовищен: ни один из людей, видевших его, не мог сказать о нем что-то приятное, у всех он вызывал чувство неприязни и даже ненависти. Хайд совершал преступные действия: распутствовал, калечил и даже убивал. Хайда искала полиция, он должен был понести наказание за свои преступления.

Совесть Джекила сначала спала, потому что все было совершено Хайдом, но возрастающая чудовищность поступков в конце концов убедила Джекила в безнравственности эксперимента, однако ничего изменить уже было нельзя.

Эксперимент, поставленный Джекилом, оказался бессмысленным и даже губительным: человек —многосторонняя личность, в нем соседствуют одновременно душа, разум и совесть; в нем рождаются желания хорошие и не очень. Только внутри себя разбираясь во всех своих мыслях, человек может сделать разумный выбор, понять, что правильно и справедливо, а что будет против совести.

Произведение Стивенсона убеждает читателей в том, что невозможно резко изменить природу, это, как правило, приводит к разрушению. Действительно, любого посещают дурные мысли и желания, но не каждый задумывается об этом. Самое лучшее решение, на мой взгляд, предложил А. П. Чехов: нужно работать над собой, и мало-помалу избавляться от рабских и плотских желаний.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.