|
Разум есть несравненно высшая способность, но приобретается она победой над страстями: так ли это? (Итоговое сочинение (декабрьское))Тема конфликта между разумом и чувствами – одна из центральных в русской и мировой литературе. Каждый из нас хоть раз в жизни может столкнуться с этой вечной проблемой, возможно, даже не заметив этого или, напротив, она может стать одним из самых трудноразрешимых вопросов на жизненном пути. С одной стороны, разум – главная драгоценность человека, его основное отличие от всех других живых существ. Он противостоит хаосу повседневной жизни, помогает достигать целей, действовать эффективно. С другой стороны, чувства – то, что отличает человека от хорошо отлаженного механизма, окрашивает его жизнь в яркие краски, побуждает отказываться от собственной выгоды ради блага другого. Тогда действительно ли разум – высшая способность? И является ли он непременным антагонистом страстей? Над этими вопросами я попытаюсь поразмышлять в своем сочинении, обратившись к произведениям «Война и мир» Л. Н. Толстого и «Отцы и дети» И. С. Тургенева. На первый взгляд, Наташа Ростова, героиня всемирно известного романа-эпопеи великого русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого, - пример того, как слепое подчинение мимолетным увлечениям может привести к роковой ошибке. После отъезда князя Андрея она ощущает себя брошенной, свою жизнь – скучной и бесполезной, её и без того подавленное расположение духа усугубляет враждебное, предвзятое отношение членов семьи жениха. Будучи юной, наивной, влюбчивой девушкой, она поддается обаянию эгоистичного, потребительски относящегося к любви Анатоля Курагина и, приняв его ухаживания за настоящую любовь, с легкостью отказывает князю Андрею, искренне веря в честность намерений нового избранника. После постыдного бегства Анатоля Наташа долго испытывает муки совести, понимая, что изменила князю Андрею, отказалась от истинной любви ради страсти. Однако в конце концов, именно она, та, которая «переполнена жизнью», а значит, и чувствами, оказывается счастлива, пройдя сложный путь, но не потеряв своей душевной чистоты. Так же и другие «люди мира», живущие по велению сердца, а не по расчёту, например, Пьер Безухов и Николай Ростов, находят свое место в жизни, обретают настоящую любовь. Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров, напротив, пытался подчинить свою жизнь разуму. Нигилист Базаров отрицает всё, что не приносит практической пользы: природу, поэзию, музыку. По его мнению, "порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта". Любовь он называет белибердой, непростительной дурью. Но после встречи с Анной Сергеевной Одинцовой мировоззрение Базарова меняется. Он, к своему изумлению, не мог отвернуться от Одинцовой, хотя и понял, что с ней «не добьешься толку», «он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Базаров открыл в себе способность любить платонической любовью, понял, что существуют ценности, которые не имеют практического значения, но поддерживают душевное равновесие человека. В итоге это открытие оказалось противоречащим его логически выверенной теории, поэтому любовь к Анне Сергеевне привела главного героя к разочарованию в привычных идеалах и моральному опустошению. К какому же можно прийти выводу, размышляя над данной темой? Сложно дать однозначный ответ на поставленный вопрос. Представляется, что даже классики русской литературы не могут предоставить универсальное решение этой проблемы. Можно лишь посоветовать пытаться достичь гармонии между разумом и чувствами, не жить низменными страстями, но и не быть роботом, самостоятельно создающим для себя алгоритм. Наверное, именно баланс разума и чувств делает человека человеком, поэтому нельзя назвать ни то, ни другое высшей способностью. Очевидно, что одно не исключает другое, поэтому закончить мое сочинение мне хотелось бы несколько парадоксальным афоризмом М. Горького «Безумство храбрых - вот мудрость жизни!» Обновлено: Опубликовал(а): AlexandraV Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|