|
Проблема запоздалого сожаления о несовершенном поступке в тексте Юрия Васильевича Бондарева «Кружила январская метелица, скрипели…» 15 вариант (ЕГЭ по русскому)Как часто мы в спешке, в жизненной суете или от нерешительности не делаем того, что нужно, чего хотелось, в чем была необходимость для себя или для других. Об этих несовершенных поступках мы потом сожалеем, испытывая стыд, раскаяние или грусть. Стоит ли откладывать на потом то, что хотел сделать? Именно этот вопрос задает Юрий Васильевич Бондарев в миниатюре «Свет в окне», входящей в состав сборника «Мгновения». Размышляя над проблемой, автор в лирическом монологе взволнованно говорит о своих чувствах. Они связаны с ощущением неразгаданной тайны, вызванной ежевечерними встречами с маячком настольной лампы за занавеской. Видя его во время прогулок, лирический герой-рассказчик представлял человека с лицом, иссечённым сеточкой морщин вокруг прищуренных глаз, сидящего за столом над книгами. Рассказчику он казался неизвестным другом, хотелось с ним познакомиться. Он даже представлял в воображении, как это сделает, «но не решился, не постучал». Мы видим, что человеку хочется найти хорошего друга, с которым будет просто, интересно, но это желание существует в подсознании, в мечтах, хотя для его осуществления стоит только постучать в дверь деревянного домика. Может быть, мечтать проще и приятнее, чем действовать? А вторая часть текста начинается с союза «но», потому что тайне и чувству возможного счастья от общения с воображаемым другом противопоставляется суровая действительность. Хотя «спустя два месяца ничего не изменилось», но «окно в домике не горело». Ю. В. Бондарев дает деталь за деталью, которые показывают нарастание тревоги в душе героя — «окно сумрачно отблёскивало стёклами, занавеска висела неподвижно, не теплилось на ней оранжевое зарево»… И наконец в распахнутом окне появилась «пожилая женщина с мужским лицом и мужской причёской», которая «смотрела в пространство отсутствующими глазами». Это стало знаком того, « что случилось несчастье»… Смерть человека, с которым так и не познакомился рассказчик, вызывает сожаление, раскаяние, ведь можно было поторопиться. Только сейчас до конца герой осознал: воображаемый человек за окном «был нужен как близкий друг». Такое понимание пришло слишком поздно. Оба фрагмента, контрастные по эмоциональной окраске, всё же работают на раскрытие одной мысли о позднем сожалении, вызванном нерешительностью человека. Бондарев смог подвести нас через описание чувств к решению философско-этической проблемы: не совершённые вовремя поступки вызывают разочарование, горечь сожаления, потому что невозможно вернуть упущенные возможности. Я согласна с мнением автора. Действительно, в жизни нужно успеть сделать то, о чем ты мечтал или считал своим долгом — недостаточно только воображать, а не действовать. Обстоятельства иногда бывают неотвратимы — расставания, смерть, болезни и, наконец, время. Подтверждением данной мысли может служить рассказ Ю. В. Бондарева «Простите нас!». В нём тема запоздалого сожаления раскрывается на образе известного конструктора Павла Георгиевича, который, оказавшись проездом в родном городе, случайно забрёл на огонёк к учительнице математики Марии Петровне. Увидев её, узнав, как она следит за достижениями своих бывших учеников, он осознал, что в его собственных успехах и успехах его одноклассников есть и вклад старой, одинокой учительницы. Но про неё все бывшие ученики забыли. Ему стало стыдно, досадно за себя и друзей. Вот почему он отправляет телеграмму со словами: «Простите нас!». Кажется, Павлу Георгиевичу удаётся хотя бы немного исправить свою ошибку. А вот в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» девушка Настя откладывала на потом поездку к больной матери. Но ни важная работа в Союзе художников, ни переполненные поезда, ни деньги, которые отсылала героиня матери, — ничто не снимет с неё «непоправимой вины, невыносимой тяжести» за то, что она не простилась перед смертью с самым родным, близким человеком, лишила тепла и внимания ту, которой обязана жизнью. События, изображённые в данных произведениях, тоже, как и в рассматриваемом тексте, вызывают у героев чувство позднего раскаяния за несовершённые когда-то ими поступки. Вот почему необходимо жить так, чтобы позже не вспоминать с грустью, досадой и горечью о том, что не сделано из-за малодушия, лени или нерешительности. Всё в жизни нужно делать вовремя. Обновлено: Опубликовал(а): 19601910 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|