|
Булгакову удалось огромным усилием духа подняться на уровень самого высокого своего творения... В.М. Акимов (Булгаков Михаил)Михаил Афанасьевич Булгаков начинал свою литературную деятельность на газетных и журнальных полосах в качестве автора рассказов и фельетонов. Будучи врачом одновременно начал писать. Первые небольшие рассказы:"Записки юного врача", "необыкновенные приключения доктора" и такое произведение, как "Белая гвардия", открыли ему путь в большую литературу. Сегодня М.А. Булгаков - один из самых читаемых писателей двадцатого века. И, несомненно, самое значительное его произведение - роман "Мастер и Маргарита" - настоящий писательский подвиг автора. Над своим творением Булгаков работал около двенадцати лет. Но произведение долго времени сдавалась. Во времена сталинской диктатуры критики осуждали роман, что затрудняло его выход в свет он был напечатан лишь в пятидесятые-шестидесятые годы. Когда я впервые познакомилась с этим произведением я полюбила его с первой страницы за оригинальность сюжета, необычность композиции, яркость литературных образов. Замысел книги складывался постепенно. Движение событий начинается однажды весной и продолжается около четырех суток. Гастролям той силы, "что вечно хочет зла и вечно совершает благо", автор посвящает основное содержание романа. Фантастика помогает писателю показать и вполне реалистические, и горестно-сатирические сцены. По замыслу автора, надо в Москву и грозой проносится Воланд, который должен непорядочность, мещанство, глумливость и пошлость разного толка. "Мастер и Маргарита" отличается оригинальностью композиции. На мой взгляд, Булгаков очень удачно использовал прием романа в романе. Писатель переносит писатели из одного эпизода в другой. Там отправляет великий бал сатана в Москве, а прокуратор иудеи отправляют на казнь Христа; вдохновлённый Мастер пишет свой бессмертный Роман, а другие граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы двадцатых-тридцатых годов нашего века суетятся, подличают, приспосабливаются, предательствуют. События, описанные Булгаковым в произведении, происходят в Москве, которую писатель любил, в городе великом и противоречивом, одновременно прекрасном и трагическом. Образы героев, созданные писателем, яркие и запоминающиеся. Главными, конечно же, в этом романе являются Мастер и Маргарита. Их поведение определяется не стечением обстоятельств, обследованием своему нравственному выбору, идее. Для мастера идея творчества - установление личности. На историческом материале он написал книгу, огромной психологической выразительности. Мастер говорит о глобальных эстетических противоречиях, которые обязаны решать своей жизнью надежды поколения людей. Меня восхищает поступок Маргариты, я думаю, он никого не может оставить равнодушным, она, преодолев страх, собственную слабость, даже обстоятельства, совершает, действительно подвиг, подвиг во имя любви к Мастеру. Эта женщина бросает богатого мужа, роскошь, в которой жила многие годы, и уходит жить к любимому человеку в подвал, идёт даже на сделку с Дьяволом, чтобы спасти Мастера. Огромное впечатление произвели на меня библейские герои: Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи, человек в белом плаще с кровавым подбоем; Иешуа Га-Ноцри, мудрый и добрый человек, принявший страдания во имя истины и людей, зверски убитый, приготовленный к смерти, но он всё же остается свободным, потому что никто не в силах отнять у него свободу мысли и духа. Думается, что вне Иешуа, выдающегося духовного открытия Булгакова, роман вообще не состоялся. Он оказался бы повторением сказанного раньше. Иешуа - вершина бесконечного восхождения человечества на пути к добру, любви и милосердию. А рядом Понтий Пилат, могущественный решений прокуратор, не знающий свободы. Он раб своей должности, раб своей культуры. И хотя Пилат очень хочет спасти Иешуа, но разрушить цепи этого рабства выше его сил, утвердил смертный приговор Иешуа Га-Ноцри, "он оглянулся, окинул взором Видимо ему мир и удивился произошедшей перемене. Пропал отягощенный розами куст, пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень. Поплыла вместо этого всего какая-то багровая гуща... и сампилов . Теперь его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев, гнев бессилия". Многие герои из современной Булгакову российской действительности - тоже люди несвободные: поэты Безумный, литературные критики, служащие Управления зрелищ, конферансье в варьете. Все эти невольники - дети своего времени. И для того, чтобы показать эту зависимость, писатель вводит в произведение Сатану. Я считаю, что самым ярким героем романа является Воланд, Дьявол, пришедший на землю творить зло, несправедливость. Но через все его плохие поступки совершалось добро. Появившись в Москве он разоблачает жадность, наглость, взяточничество, ничтожность, мелочность, зависимость московских жителей, и, наказывая многих, Сатана, наверное, делает добро для них. Я думаю, что в этом и заключается смысл эпиграфа: ".. так кто ж ты, наконец? -Я- часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Проблемы, затронутые автором, актуальны и в наше время, стоит задуматься над многими жизненными вопросами: нравственными, политическими, над противопоставлением истинной свободы и несвободы, над проблемой добра и зла, поэтому роман современен и в наше время, когда приходится бороться с мелкими, ничтожными людьми, с наглыми и страшными хозяевами жизни, с трусливой мещанской психологией некоторых наших людей. О "Мастере и Маргарите" ещё много будут думать, много писать. Книга противоречива, не со всеми ее идеями мы можем согласиться. Но никто не сможет остаться равнодушным. Книгу можно читать плача и смеясь, и она, может быть, пробудит в чьей-то душе силы, о которых никто раньше и не подозревал. Обновлено: Опубликовал(а): Victoria Внимание! Спасибо за внимание.
|
|