Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как вы понимаете выражение «нравственная победа»? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Итоговое сочинение (декабрьское))

2. Первый аргумент — анализ психологического состояния Родиона Раскольникова после совершения преступления (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

3. Второй аргумент — анализ изменений в личности поэта Бездомного под влиянием встреч с Мастером (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

4. Заключение. Почему нравственная победа, одержанная человеком, важна как для него самого, так и для окружающих?

Жизнь человека — это череда побед и поражений в борьбе с жизненными трудностями, идейными врагами и с собой.

И эта борьба с самим собой, которая зачастую не видна окружающим, является, пожалуй, наиболее сложной для личности. В душе человека может возникнуть конфликт между чувствами. Тогда приходится делать серьёзный выбор. И если он связан с предпочтением общечеловеческих ценностей трусости, пошлости, ненависти, то такой положительный результат в разрешении внутреннего конфликта в душе человека является нравственной победой. Это одна из важнейших проблем в русской литературе.

Обратимся для подтверждения данной мысли к социально-психологическому роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Писатель показывает, что победить в себе зло человек сможет, если его сердце открыто для любви. Борьба в душе главного героя Родиона Раскольникова заканчивается его нравственной победой над своими заблуждениями. Бедный студент, живущий в комнате, напоминающей гроб, вынужденный из-за бедности бросить университет, создаёт антигуманную теорию, по которой все люди делятся на две категории: сильные мира сего, наполеоны, и «твари дрожащие», безропотно принимающие любой порядок вещей. Это человеческий муравейник. Воспаленное воображение толкает героя на преступление, цель которого — проверить, «тварь ли»... он… «дрожащая или право» имеет. Но убийство старухи процентщицы и её невинной сестры Лизаветы так действует на психику впечатлительного молодого человека, что приводит к жесточайшим мукам совести. Чувство разъединения с людьми становится невыносимым. Его страдание облегчает «вечная Сонечка». Именно она помогает Раскольникову преодолеть заблуждения. Девушка исповедует смирение, призывает его «пострадать» и искупить вину перед людьми и перед Богом.

Любовь Сонечки помогает Раскольникову одержать нравственную победу над самим собой, отказаться от ложных убеждений. Он возвращается к Богу, людям, признаёт необходимость жить по общечеловеческим нравственным законам.

В литературе двадцатого века тема нравственных исканий и побед получает продолжение и новое осмысление. Нравственная победа — это результат самоанализа, это путь, ведущий к пониманию самого себя, это правильный выбор Так, в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» появляется герой, испытывающий муки совести, связанные с творчеством. Это поэт Иван Бездомный. Сначала он предстает перед читателем послушным учеником Михаила Александровича Берлиоза, которого не устраивает то, что в заказанной для толстого художественного журнала антирелигиозной поэме «Иисус в его (Бездомного) изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж». Иван, в отличие от «просвещенного» наставника, отличается необразованностью — он предлагает Канта отправить на перевоспитание «года на три в Соловки». Но важно то, что он обладает искренностью и простодушием. Под впечатлением смерти своего «наставника» и встречи с Воландом он доходит до сумасшествия и попадает в «дом скорби». Здесь он знакомится с Мастером, попадает под его обаяние и становится его преданным учеником. Мастер рассказывает Иванушке о своем романе. Встреча с писателем становится для Ивана Понырева точкой отсчета новой жизни. Он понимает, что нельзя творить по заказу сверху, осознает, что пишет дурные стихи. Здесь, в клинике, он «впервые почувствовал какое-то необъяснимое отвращение к поэзии» и к своим стихам. Мастеру и его ученику противопоставлены литераторы — критики и поэт Рюхин, который привез Бездомного в больницу. Он тоже осознает свою бездарность, но утром признает, « что исправить в его жизни уже ничего нельзя, а можно только забыть». Это противопоставление подчеркивает остроту борьбы в душе Ивана, искренность героя и ценность его победы над собой. Он осознает, что «вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет». Вот почему он признается Мастеру в своей невежественности и обещает не писать больше стихов. Пройдя через потрясения, осознав свою несостоятельность как поэта, Иванушка попадает во власть нового замысла — продолжить труд Мастера. Нравственная победа становится торжеством таланта над приспособленчеством, трусостью и пошлостью.

Таким образом, победа над плохим, мелким, постыдным, что есть в самом себе, имеет огромное значение и для человека, и для окружающих, которые помогают одержать эту победу. Только освободившись от ошибок и заблуждений, можно стать лучше и научиться жить в гармонии с собой, с людьми и со всем миром.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.