|
Иван Грозный олимпиада по истории (Школьные сочинения)«Все политические помыслы Ивана IV сводятся к одной идее, к мысли о самодержавной власти… Вся философия самодержавия свелась к одному простому заключению: «Жаловать своих холопьев мы вольны и казнить их вольны тоже» (А. Л. Янов) Люди бояться разного. Кого-то пугает темнота, кого-то сильный шум. Русские цари тоже боялись — боялись падения своей власти. В истории множество примеров, когда правительство немного отпускало хватку, и народные массы быстро скидывали их с престола. Взять хотя бы, две Российские, французскую революцию. Иван IV боялся именно этого. Но как не упустить царских престол? Отгородиться от всех каменной стеной? Но даже для строительства этой стены нужны будут помощники. Так что имеет в виду Янов, говоря, что у царя есть право и казнить и миловать своих подданных? Мой выбор в пользу этой темы обоснован не только интересом к самодержавию Иоанна IV, но и особым отношением к автору высказывания — историку Александру Львовичу Янову, с работами которого («Россия: У истоков трагедии», «Заметки о природе и происхождении русской государственности») я хорошо знаком. Александр Львович считает, что реформы в России начались быстрее, чем в Европе, ещё при Иване III. Так же он утверждает, что Иван IV приостановил их, занятый повсеместным усилением самодержавной власти. В начале моей работы я бы хотел обозначить те задачи, которые я поставил вначале моей работы: 1. Рассмотреть, как Иван IV усиливал свою власть. 2. Привести оценки историков и современников на деятельность Ивана IV. 3. Выразить своё мнение по поводу самодержавной власти времён Ивана IV. Основой борьбы за единоличное правление была опричнина. Это настоящий рёв самодержавия, основанный на ненависти Ивана Грозного к боярам – единственной, по его же мнению, преградой к абсолютной монархии. Конечно, с его точкой зренья нельзя полностью согласиться. Она сильно искажена внешними факторами. Одним из них является Боярское правление. В этот период, с 1538 по 1547 гг., в Москве происходили действа, не сильно отличающиеся от будущей Смуты XVII в. Коррупция, убийства, погромы — эти три слова характеризуют столицу тех лет. Знать правила страной, обворовывало страну. Всё это видел юный царь, запоминал, впитывал в себя вездесущую ненависть. Но повзралев, тот, на кого делали ставку бояре, смог всё осознать (в чем ему также помогала личная библиотека — самая большая в мире тех лет), и осознать не в пользу верхов. После воцарения в 1547 году, он сразу взялся за искоренение главных лиц Боярского правления - попадали головы у десятка вельмож. Ладно, пусть один раз плаха покрылась кровью, но это происходило и в других делах, казалось, что царь вошёл в раж, казня всех на право и на лево. Однако, нельзя недооценивать великого монарха. Возможно, это как раз и была подготовка к той самой опричнине. Может это царь готовил народ к восприятию будущих событий, сделал точное представление в умах подданных: «Царь хороший — бояре плохие». Следующим фактором была Ливонская война (1558 -1583 гг.). В поражениях этой войны Иван IV видел опять бояр-предателей. Одному из них повезло — это Андрей Курбский, член развалившейся Избранной рады —ближайшего окружения царя, сбежавший из страны. Его переписка с правителем России стало культурным достоянием нашей Родины. Курбский утверждал: «Князь великий зело верит, а избирает их ни от шляхетского роду, ни от благородна, но паче от поповичей или от простого всенародства, а то ненавидячи творит вельмож своих». И вот грянул гром. Утром 3 декабря 1564 года, москвичи увидели, как по улице ехало множество карет и обозов. Царь с семьёй и ближними людьми отправился на богомолье. Вроде бы обычная картина, но зачем ему там казна и вся библиотека. А затем, что он после богомолья отправился не обратно в столицу, а остановился в Александровской слободе. Через месяц в Москву прискакал гонец. Он принёс письмо к боярам, об отречении от престола Ивана Грозного и утверждении опричнины. Иван IV управлял так называемой опричной тысячей, от которой страна ещё долго не могла оправиться. Опричники участвовали в массовых казнях, грабежах, но не только бояр-изменников, а даже простых людей! Они вырезали деревни, жгли дома и поля. Вот здесь то и сыграло свою роль пропаганда Ивана Грозного. В наше время мы находимся в курсе всех событий, но раньше люди даже не знали, что есть другие страны, у них не было времени думать об этом и уже упомянутое представление: «Царь хороший — бояре плохие» делало из опричников бояр, а если кто и будет утверждать обратное, значит врёт. Для чего же нужна была опричнина? Историк Сергей Федорович Платонов говорил: «Борьба с изменою была целью; опричнина же была средством». А с изменой ли боролся царь? Может это была хорошо продуманная многоходовка, рассчитанная на правление без бояр.
Иван Грозный — одна из самых неоднозначных фигур нашей истории. Его «кнут и пряник» прослеживается на всём протяжении его правления. И хорошего в правлении мало, но то что он сделал, а именно укрепил центральную власть, да так, что монархическая форма правления просуществовала ещё 350 лет. А что насчёт гнева… «Добрых правителей не существует», как говорил Антонио Миро. Обновлено: Опубликовал(а): Ренат Миннуллин Внимание! Спасибо за внимание.
|
|